подготовка реформ. Приход к власти дэн сяопина

ПЕКИН, 18 дек - РИА Новости, Мария Чаплыгина. Китай в четверг отмечает 30-летие начала политики реформ и открытости, которая возвела Поднебесную на первое место среди развивающихся стран и сделала одной из мощнейших держав современности; в условиях глобального финансового кризиса на Китай рассчитывают ведущие мировые экономики.

Историческое решение о начале политики реформ и открытости было провозглашено в КНР на открывшемся 18 декабря 1978 года пленуме ЦК Компартии Китая 11-го созыва. На этом четырехдневном форуме высшее руководство страны под руководством идеолога или, как принято называть его в Китае, архитектора реформ Дэн Сяопина, решило сменить прерогативы государственной политики: модернизация и экономическое развитие должны были прийти на смену теории "продолжения революции при диктатуре пролетариата" и политической установки на ведение "классовой борьбы".

В четверг утром в Пекине ведущие СМИ Китая начнут трансляцию торжественного заседания с участием главных лиц страны, посвященного началам реформ. Задолго до юбилейного дня по всей стране шли тематические выставки, выпускались памятные монеты и медали, эксперты давали высокие оценки достижениям реформ.

"Практике нет конца, история предвещает будущее. Встав на новый исторический старт, при динамично меняющейся ситуации в мире путь развития Китая не будет гладким. Под великим знаменем социализма с китайской спецификой китайский народ полон уверенности и решимости не отступать ни перед каким риском и препятствием, неуклонно проводить политику реформы и открытости, углублять понимание научного развития, способствовать социальной гармонии, сделать нашу страну еще более прекрасной и внести новый вклад в развитие всего мира и прогресс человечества", - пишет в преддверии юбилея главная газета Китая "Жэньминьжибао".

Китай встречает юбилей торжественными ужинами и растяжками на горящих неоном улицах. Страна, пересевшая с велосипедов на автомобили (сегодня в Китае насчитывается 168 миллионов автомашин, что в 35 раз больше, чем в 1978 году), обошедшая в 2008 году США по количеству Интернет-пользователей (в ноябре текущего года их число превысило 290 миллионов), доказала миру правильность выбранного пути, продемонстрировала возможность достижения поставленной цели - социализма с китайской спецификой, построения социалистической рыночной экономики.

За 30 лет ВВП Китая вырос в 15 раз. Если в 1978 году его объем составлял лишь 362,4 миллиарда юаней, то в 2007 году ВВП достиг 5 триллионов 433,1 миллиарда юаней. Средние темпы роста ВВП за годы реформ составили, по данным китайских экономистов, 9,8%. Объем золотовалютных запасов КНР стал самым большим в мире и по состоянию на ноябрь 2008 года превышает 1,9 триллиона долларов.

Толчком к поэтапному развитию и реформированию страны, подавляющее большинство населения которой составляет крестьянство, стала аграрная реформа. Дэн Сяопин поставил перед народом конкретную цель - жить сыто и достойно. Благодаря внедрению системы семейного подряда, Китай смог в считанные годы накормить страну, обеспечить невиданный рост урожая.

Затем реформа пришла в город: государственным предприятиям было предоставлено больше полномочий в определении объемов и ассортимента выпускаемой продукции, принятии решений в отношении найма работников и распоряжении большей частью прибыли. Китайское правительство также способствовало созданию негосударственных предприятий. Сегодня количество частных предприятий в Китае достигло 6,24 миллиона.

Одним из направлений китайских реформ стало решение о необходимости открытия страны внешнему миру, создание Специальных экономических зон. Были установлены дипотношения с США, в страну пришли первые иностранные капиталы. В 2001 году КНР была принята во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Именно внешнеэкономический фактор: иностранные инвестиции и внешняя торговля сыграли значительную роль в успехе китайских реформ. Сегодня число предприятий с участием зарубежных инвестиций составляет 419,1 тысячи единиц, а прямые иностранные инвестиции в 2007 году достигли 74,7 миллиарда долларов.

Курс на реформы и открытость, на пути которых были и внутренние партийные разногласия, студенческие протесты на площади Тяньаньмэнь и смена лидеров страны, остается в Китае неизменным. Это, в частности, было в очередной раз провозглашено на прошедшей в начале декабря в Пекине Всекитайской центральной экономической конференции. Власти страны подтвердили, что даже во время всемирного экономического кризиса, из-за которого рост китайской экономики в октябре уже замедлился до 9% по сравнению с 11,4% в 2007 году, "встречающиеся трудности являются трудностями роста и прогресса, долгосрочные тенденции в развитии нашей экономики не претерпят изменений".

"Из-за глобального финансового кризиса мы не откажемся от политики реформы и открытости внешнему миру", - заверили участники конференции.

Китай продолжает утвержденный в 1978 году курс и не сомневается в том, что его главным вкладом в ликвидацию мирового кризиса станет внутренняя стабильность и твердость национальной экономики.

Предстоящее в четверг празднование, которое началось задолго до официальной даты, разделяют многие жители страны.

"Думаю, что Дэн Сяопин был великим и мудрым руководителем. Заложенный им политический курс оказался, может быть, единственно верным", - считает сотрудник одного из китайских вузов по имени Ян.

При этом многие отмечают, что достигнутый прогресс и "открытость" внешнему миру имеют и негативные последствия.

"Да, нам дали возможность зарабатывать деньги, выбраться из бедности, мои родители не могли когда-то даже мечтать о том, что сейчас имею я, но пугает то, как слепо порой мы перенимаем блага Запада, копируем, теряя свою идентичность", - делится в беседе с РИА Новости современный китайский художник Тань, отмечая, что ставшее синонимом современному Китаю слово "открытый", может нести негативные последствия для будущих поколений.

Наряду с "открытостью", с развитием экономики Китай вынуждено приобрел и иную проблему - стремительное расслоение общества, сокращение возможностей для социальной мобильности, растущее число бесправных рабочих мигрантов из деревень на фоне богатеющих городских предпринимателей, и нередко коррумпированных представителей власти.

Достигнутое благодаря реформам сокращение числа бедноты (с 500 миллионов в 1978 году до 24 миллионов по последним данным) нивелируется увеличивающимся разрывом между бедными и богатыми, порождает опасность социальной нестабильности. В этих условиях некоторые наблюдатели отмечают возрождение в молодых китайских умах интереса к идеям марксизма и Мао Цзэдуна, что порождает рассуждения о том, не произойдет ли в Китае в скором времени возвращения к попыткам установления социальной справедливости через "диктатуру пролетариата" и "классовую борьбу".

Реформы, начавшиеся в Китае в конце 70-х годов 20 века по инициативе Дэн Сяопина, вызывают много споров. Непрерывно идут дискуссии по вопросу о том, будет ли их конечным результатом приобщение страны к капиталистическому миру американо-европейского образца или же Китай, как это подчеркивают его руководители, сумеет благодаря реформам доказать торжество социалистических идей и осуществит те идеалы марксизма, которые потерпели крах в СССР и странах Восточной Европы. Очевидным фактором остается одно – социально-экономическое преобразование в Китае не вписывается в рамки ни классического марксизма, ни буржуазных представлений о развитии общества. В Китае в процессе реформ идет интенсивный поиск своего, национального пути развития.

Реализация и воплощение в жизнь реформ в Китае отнюдь не означает, что используются какие-то особые хозяйственные методы, неведомые остальному миру. Китай медленно и последовательно, без шараханья из стороны в сторону, продвигается по пути, уже ранее пройденному более развитыми в промышленном отношении азиатскими странами (Япония, Южная Корея), где на традиционные восточные институты самоорганизации были наложены универсальные для всего мира механизмы рыночного распределения ресурсов и современных технологий.
Многое сближает и с реформами, проводимыми в постсоциалистических странах: это касается обеспечения самостоятельности предприятий, постепенного освобождения цен, децентрализации банковской системы, коренных преобразований налоговой политики.
В высшей степени характерно и то, что обязательным элементом реформ с самого начала была тщательная экспериментальная обкатка возникающих идей и замыслов в рамках отдельных провинций, городов и уездов.
Первым шагом компартии на этом пути развития, стало принятие закона о прописках. Все граждане страны были официально разделены на крестьян и горожан. Если ты родился в крестьянской семье, то ты никогда не сможешь поменять свой статус.
Режим прописок значительно ограничил возможности сельских жителей по сравнению со своими соотечественниками-горожанами. Например, в праве на получение высшего образования, пенсионных страховок и страховок на лечение, а также другие виды социального обеспечения. Уровень налогообложения крестьян также гораздо выше, чем горожан.
Не будем забывать, что Китай является аграрной страной, так как крестьяне составляют более 65% населения страны.
Приняв закон о прописках, власти фактически превратили большую часть китайцев в рабочую силу, готовую трудиться за копейки. Понимая, что из-за бедности населения, увеличить доход государства за счёт внутреннего спроса невозможно, компартия была вынуждена приоткрыть «железный занавес», начав так называемую политику реформ и открытости.
Дешёвая рабочая сила обусловила низкую себестоимость товара. Страна быстро превратилась в мировую фабрику. В Китай хлынули западные инвестиции, началось массовое производство товаров на экспорт. В казну компартии большим потоком потекли деньги.
После нескольких неудачных политических кампаний таких, как «Культурная революция», «Большой скачок» и др., кроме усилившейся бедности, был также подорван и авторитет самой партии. Поэтому с целью укрепить в народных массах сознание того, что страна под «умелым руководством партии» движется в правильном направлении, а также, чтобы повысить свой авторитет на международной арене, власти начали вкладывать часть прибыли в создание признаков развитого государства.

В крупных городах Китая, как грибы после дождя, стали расти небоскрёбы, отели, стадионы, меняться инфраструктура, внедряться последние достижения научно-технического прогресса. Компартия эффективно копирует у развитых стран всё, с чем при беглом взгляде ассоциируется развитое общество. Так в Китае появились поезда на магнитной подушке, «пятизвёздочные» общественные туалеты, высокоскоростной интернет, многочисленные международные выставки. В западных СМИ часто сообщают о китайских миллионерах и миллиардерах, число которых постоянно растёт даже несмотря на влияние мирового экономического кризиса.

Хотя курс на реформы и был формально заявлен в 1978 году, лишь в 1985-м партия впервые официально признала право негосударственного капитала на существование. Тремя годами позже он был «благословлен» в Конституции КНР как «дополнение к социалистической экономике общественной собственности».В наши дни перед частным сектором открылись новые возможности. В 2004 году в ту же Конституцию включили поправку о неприкосновенности легальной частной собственности, тем самым, почти уравняв ее с национальной, которая до тех пор считалась единственно неприкосновенной (правда, последняя осталась в Основном законе еще и «священной»).
Частная собственность в Китае возникла без приватизации государственной, как это произошло в России. На собственные средства предприятия создавали разбогатевшие крестьяне, торговцы, ремесленники, партийные и правительственные чиновники, оставлявшие посты и «пускавшиеся в плавание» по морю бизнеса, не теряя при этом полезных связей с коллегами,оставшимися во власти. Это, в свою очередь, породило коррупцию, которая в Китае не намного меньше, чем в России, а около трети предпринимателей - члены КПК.
Подавляющее большинство частных фирм в Поднебесной XXI века - мелкие или средние (крупных совсем немного). Ни одну из них не назовешь богатой, но именно благодаря массовости они играют столь важную роль в китайском экономическом чуде. С 1989 по 2003 год число таких предприятий выросло с 91 тысячи до трех миллионов - в 33 раза; численность занятых на них работников возросла в24 раза, а стоимость продукции - в 196 раз.
Частный капитал доминирует в трудоемких отраслях, где создает рабочие места, столь необходимые перенаселенному Срединному государству. На его счету больше 70% китайской пищи и китайской бумаги,больше 80% китайской одежды, обуви,пластмассы и металла, 90% китайских лесоматериалов и мебели и, конечно,основная масса заметного во всем мире китайского экспорта: игрушек, кустарных изделий, бытовой техники и т.д.
В последнее время частники начинают внедряться и в тяжелую промышленность, и в коммунальное обслуживание, и даже в традиционно идеологическую сферу - киноиндустрию. И теперь правительство Китая сознательно проводит курс на сокращение удельного веса госсектора в экономике. Согласно принятому плану в конечном результате государственными должны остаться менее трети крупных предприятий (50 из 190), включая только особенно важные для национальной безопасности и жизнеобеспечения страны. Остальные акционируются, причем с активным привлечением не только местных, но и иностранных инвестиций.
Если рыночные реформы естественным образом влекли за собой разрыв с централизованной экономикой, то курс на открытость подрывал традиционную замкнутость, которая веками отгораживала Китай от внешнего мира. Двигаться в этом направлении страну побуждало успешное развитие соседних восточноазиатских стран, прежде всего «четырех малых драконов». Два из них - Гонконг и Тайвань - политически и исторически составляют часть Китая, Сингапур очень тесно связан с ним этнически, а Южная Корея - его «сестра» в конфуцианстве.

А начиналось всё в августе 1980 года, когда на южном побережье были созданы четыре специальные экономические зоны (СЭЗ): две в провинции Гуандун (Шэньчжэнь и Чжухай) и две в Фуцзяни (Шаньтоу и Сямэнь). С инициативой их учреждения выступили гуандунские чиновники, которые просто не могли больше делать вид, что не замечают разительных отличий в уровне жизни между подведомственными им землями и сопредельным Гонконгом. Рассказывают, что последней каплей стал визит государственной делегации в небольшую деревушку Лофанцунь на берегу речки, отделяющей КНР от материковой части этой арендованной британцами территории. Выяснилось, что доходы крестьян на китайской стороне в 100 раз меньше, чему жителей селения с тем же названием - на противоположной.

Свежесозданные спецзоны оправдали себя. Они привлекли капиталы диаспор, никогда не порывавших с отечеством в эмиграции. Зарубежные китайцы-хуацяо принялись энергично вкладывать средства в предприятия, производившие товары для экспорта. Со своей стороны власти предупредительно создали выгодные условия иностранным инвесторам: разрешили им брать в аренду земли для строительства, например, заводов - на 50 лет по крайне низким ставкам. И налогом на прибыль их обложили минимальным: 12% против гонконгских 17,5%.
Еще через пять лет, в 1985 году, привилегии небольших по площади СЭЗ распространились на обширные земли в дельтах рек Янцзыи Чжуцзян, а также на юге провинции Фуцзянь. Эмигрантам предоставили новые льготы: их концессии на три года полностью освободили от подоходного налога, а в следующие четыре они уплачивали его наполовину. Именно с тех пор обозначилась последовательная политика по привлечению как можно большего числа инвестиций из-за рубежа. Даже законодательство подгоняется под эту цель, Пекин продолжает предоставлять иностранцам больше преимуществ, чем собственным производителям.
В апреле 1988 года самой большой СЭЗ стал остров Хайнань у южных берегов страны. Теперь на этом тропическом курорте КНР выросли пятизвездочные отели, а туристы из центральных областей Поднебесной учатся отдыхать с комфортом и общаться с представителями других стран.
Быстрое развитие туризма как нельзя лучше свидетельствует об успехе китайского курса на «открытость». Атипичная пневмония, обрушившаяся на Китай, несколько замедлила этот процесс, но когда Всемирная Организация Здравоохранения исключила Китай из списка государств, представляющих опасность для здоровья, туристический поток вырос в разы, принося стране немалую прибыль, исчисляемую миллионами долларов. По некоторым оценкам, в 2020 году Китай станет лидером в области международных путешествий.

Сегодня Китай является страной противоречий. Напряженность между его все более открытой экономикой и все еще закрытой политической системой и институтами (основанными в эпоху Сталина в 1950-х годах), делают сегодня Китай самой потенциально конфликтной в мире страной такой значимости. Китайский государственный плановик Чэнь Юань когда-то предостерегал, что китайские реформаторы создали«экономику птичьей клетки», в которой капиталистическая птица растет в социалистической клетке. Из чего он делал заключение, что если лидеры партии не будут соблюдать осторожность, эта капиталистическая птица вырвется из социалистической клетки, положив конец китайской марксистско-ленинской революции. Действительно, птичья клетка старой социалистической экономики уже в значительной степени сломалась под давлением китайских капиталистических реформ, выпустив «народную республику» - мутанта на мировой рынок стимулирования потребительского интереса.

Но, не смотря на все критические противоречия внутри страны, и огромный социальный перекос, экономический прорыв, что называется, «на лицо». И, как видно из графика роста ВВП Китая, пик развития экономики пришёлся на период, последовавший сразу за вступлением страны в ВТО.
Получив членство во Всемирной торговой организации 11 декабря 2001 года, Китай стал одной из последних крупнейших торговых держав, вступивших в эту организацию, потратив15 лет на сложнейшие переговоры с мировым сообществом, а точнее с США и Евросоюзом. Итогом стало долгожданное членство во Всемирной торговой организации и ряд обязательств, которые поднебесной пришлось на себя взять:
Тарифы на промышленную продукцию, имеющие важнейшее значение для американских компаний, должны быть снижены с 25 до 7%.
Тарифы на сельскохозяйственную продукцию, имеющие важнейшее значение для американских фермеров, должны быть снижены с 31 до 14%.
Масштабное открытие целого ряда секторов в сфере услуг, в том числе таких важных для США секторов, как банковские услуги, страхование, телекоммуникации и профессиональные услуги.
Масштабные реформы в вопросах прозрачности, уведомления о готовящихся законодательных мерах и их разъяснения, единообразное применение законов и судебного надзора способствующие действующим в Китае иностранным компаниям в преодолении барьеров.
Соблюдение Китаем обязательств, предусмотренных целым рядом существующих соглашений ВТО, которые охватывают все аспекты торговли, такие как сельское хозяйство, лицензирование импорта, связанные с торговлей аспекты прав интеллектуальной собственности, технические барьеры на пути торговли и связанные с торговлей инвестиционные меры.

Столь трудная победа – вступление в ВТО – далась Китаю практически полным контролем над важнейшими экономико-политическими процессами со стороны других членов ВТО, а фактически Соединёнными Штатами и Евросоюзом. Что же получила экономика Поднебесной взамен? Аналитики приводят доводы в пользу того, что китайское экономическое чудо всего лишь миф, мыльный пузырь раздутый финансовыми вливаниями извне. Действительно, экономический рост страны основан на иностранных инвестициях, размещении крупными мировыми корпорациями своих производств на территории Китая (делая ставку на дешёвую рабочую силу) и т.д. А пресловутый рост ВВП, в пересчёте надушу населения отбрасывает страну во вторую сотню «турнирной таблицы».
Данные официальной статистики Китая говорят о том, что экономика страны за 2007 год выросла на 11,4%, побив собственный рекорд 13-летней давности. Государственное статистическое управление Китая оценило валовой внутренний продукт страны в 24,7 триллионов юаней, что соответствует 3,4 трлн. долларов по курсу на конец 2007 года. Оборотной стороной стремительного экономического роста в Китае оказывается инфляция. Власти пытаются держать экономический рост под контролем, но получается это с трудом. Чтобы замедлить рост до 11,2% в последнем квартале 2007 года, центральному банку страны пришлось шесть раз поднимать учетную ставку. В то время как центробанки других стран понижают ставки, в Китае ее, вероятнее всего, будут повышать дальше. От инфляции более всего страдают не обеспеченные слои китайского общества. Продукты первой необходимости, такие как свинина, подорожали на 50%.
Как не раз говорилось мной в экономическом разделе библиотеки форума http://www.forum-orion.com Поднебесная оказалось уникальной не только в культуре традициях и истории, но и в экономике. В отличие от нашей страны, основное внешнеэкономическое направление Китая – экспорт готовых товаров и импорт сырьевых ресурсов. По запасам природных ресурсов на душу населения Китай значительно отстает от среднемировых показателей. Обеспеченность пахотными угодьями в Китае составляет менее 40%, лесами - менее 14%, минеральными ресурсами- 58%.
Уникальная демографическая ситуация и численность населения позволяют, практически не имея собственных природных запасов, выйти на позиции одной из крупнейших стран-производителей товаров народного потреблении. Особенно, если в этот список включить всю ту продукцию, которая продаётся под марками известных европейских и американских брендов, а производится, что же ни для кого не секрет, в Китае. Фактически Китай превратился в «мировую фабрику» - две пятых мирового производства мотоциклов, треть бытовых кондиционеров, четверть всех электровентиляторов, одна пятая холодильников и химического волокна – значимые цифры для страны, которая причисляет себя к развивающимся. Но, теперь Китай не только ввозит капитал и технологии, но и вывозит их, ведь капиталовложения за рубежом обеспечивают экономику страны недостающим сырьем и энергией. Так, Китайская национальная нефтегазовая корпорация приобрела Казахстанскую нефтяную компанию за 4,18 миллиарда долларов, а компания «Ляньсян», купившая активы фирмы IBM, стала третьим по величине производителем персональных компьютеров в мире.
Вместе с тем, кризис социального развития в сочетании с такими показателями роста экономического и производственного – так же уникален. Исторически Срединная империя «регулировала» гигантское население мором, войной, голодом или наводнением. Но с естественным развитием цивилизации, на естественную убыль населения рассчитывать уже было нельзя. В начале 1970-х годов партия и правительство взяли курс на планомерное ограничение рождаемости. Подкрепленный урбанизацией, повышением уровня жизни, улучшением качества медицины и эмансипацией женщин, этот курс затормозил стремительный рост числа китайцев на Земле. Иначе сейчас она вышла бы на отметку 1,6 миллиарда человек, которую демографы считают предельно допустимой для Поднебесной. Но в стране произошёл перекос в сторону старения нации и дисбаланса полов. Соответственно, «ухудшается» соотношение лиц, находящихся в работоспособном и неработоспособном возрастах, и от государства, общества, обычных граждан требуется все больше затрат на социальную помощь и здравоохранение. Страдают образование, наука, поддержка иных слабых социальных групп. Увеличивается нагрузка на молодежь, создается основа для конфликта отцов и детей. Постаревшее общество хуже, чем юное, воспринимает инновации, перемены, структурные реформы, нужные для модернизации.

В Китае не существует понятия «пенсия по старости». Основное бремя заботы о стариках падает на семью - такая норма прямо закреплена Законом о защите прав пожилых людей КНР. Чрезмерно возросшая стоимость образования, здравоохранения, жилья становится непосильной для подавляющего большинства китайцев. Система пенсионного страхования по старости охватывает только 160 миллионов человек - менее половины общего числа горожан, что значительно ниже среднемирового уровня. Еще меньше охват страхованием по болезни - 133 миллиона человек, и по безработице - 105 миллионов человек. В деревне-социальное страхование практически отсутствует. А ведь наличие этих краеугольных камней контролируемого гражданского общества - обязательное условие эволюции рыночной экономики.
Сельские районы страны вообще остаются за чертой бедности. И население массово перемещается в города в поисках заработка. Для смягчения безработицы правительство стремится развивать трудоемкие отрасли, но возникает противоречие: такое использование трудовых ресурсов плохо согласуется с повышением эффективности и конкурентоспособности Китая на мировой арене. Сейчас увеличение ВВП всего лишь на 1% позволяет трудоустроить только 8 миллионов человек, тогда как в 80-е годы прошлого века работу получили бы втрое больше людей. Чтобы повысить эффективность государственных предприятий, с них увольняют десятки миллионов людей, которые ищут новую работу в частном секторе или организуют индивидуальный бизнес. За последние годы с госпредприятий в статусе «сяган» (эти работники сохраняют определенную связь с родным предприятием и не считаются безработными) уволили 27 миллионов человек, из которых 18 уже нашли новую работу. Но уже в 2004 году из 75 миллионов человек, работавших на госпредприятиях, осталось 40. Засилье традиционного мелко крестьянского хозяйства приводит к тому, что деревня отстает от города все сильнее. В 1997-2003 годах средние доходы селян увеличивались лишь на 4% в год, в то время как у горожан - на 8%. Номинальные доходы на душу городского и сельского населения различаются более чем в 3 раза, а с учетом скрытых доходов и социальных льгот для первой категории - в 6 раз. Столь большого разрыва нет ни в одной стране мира. Деревня, где сосредоточено две трети населения страны, потребляет лишь треть товаров розничной торговли. Те же пороки у здравоохранения и образования.

Но численность населения КНР не является внутренним делом одного лишь Китая. Китайцев слишком много, чтобы мир мог позволить себе относиться к этой стране, как к любой другой. Быстрый рост населения остро поднимает вопрос о прокорме этой страны и об обеспечении ее производственным сырьем. И чем больше китайцев живет в Китае, тем меньше мир может быть заинтересован во внутренних конфликтах в этой стране. Коллапс, подобный произошедшему в Советском Союзе, может привести к массовой неконтролируемой миграции сотен миллионов китайцев, и к распространению нестабильности на множество соседних государств. А Россия очень близкий, «просторный» и дружественный партнёр.
И, не смотря на все отрицательно-уникальные особенности Китая, ведущие международные корпорации рассматривают Китай как наиболее перспективный мировой рынок. Крупнейшие мировые фирмы не только переносят производство в Китай, но и переводят туда свои научно-­исследовательские подразделения. Неудивительно, зарплата компьютерных инженеров, квалификация которых не уступает мировой, составляет всего лишь одну треть японской. О Китае теперь говорят, как о стране низких зарплат и высоких технологий. Японская Matsushita Electric Industrial Company ещё в 2001-2002 годах открыла две исследовательские лаборатории - в Пекине, по разработке мобильных телефонов, и в Сучжоу (провинция Цзянсу, к северу от Шанхая) - по разработке бытовой техники. Nomura и Toshiba имеют в Китае исследовательские центры по разработке программного обеспечения и электронных чипов. Американские IBM и Microsoft, французская Alcatel и финская Nokia, японские Mitsubishi и Toshiba, Honda и Yamaha, открыли свои исследовательские подразделения в Китае ещё в конце 2000 года.

Быстрый рост национальных китайских производителей в высокотехнологичных секторах объясняется в большей степени поддержкой правительства, которое настаивает, чтобы приходящие в Китай иностранные компании «делились» технологиями.
Вначале 1990-х на китайском рынке телефонных станций доминировали западные компании - Lucent, Alcatel и Siemens. Теперь их продают три китайские компании, которых даже не существовало в 1985 году, - Huawei, Datang и ZTE. На таких же принципах строятся контракты на поставку вооружений.
По данным за 2007 год Китай смог привлечь $720 млрд. иностранных инвестиций с конца 70-ых годов прошлого века, когда коммунистическое правительство страны создало возможности для подобных финансовых вливаний в экономику. Данная цифра иллюстрирует создание на территории Китая более 610 тыс. компаний с участием иностранного капитала (480 из 500 крупнейших компаний мира организовали свои представительства и совместные предприятия в Китае).
«На протяжении 4000 лет предшествующей истории Япония была периферийным государством для Китая, за исключением только одного последнего века, - пишет Кеничи Омае, японский гуру менеджмента, как его называют, в изданной в Японии книге «Влияние Китая». - В будущем Япония будет для Китая тем же, чем Канада является для США, Австрия - для Германии и Ирландия - для Британии».
Премьер-министр Сингапура, в котором китайцев три четверти населения, тоже обеспокоен наступлением китайских товаров. Он призвал отечественный бизнес переключаться с электроники на новые экспортные товары - на нефтехимию, фармацевтику и биотехнологию, поскольку в электронике конкурировать с китайцами уже безнадежно.
Но это скорее «лирические отступления», хоть и верные, от жёстких правил экономических реалий. На данный момент, то, что снаружи выглядит как «экономическое чудо», изнутри оказывается глубочайшим социальным кризисом, экономикой на грани перегрева и серьёзной задокументированной зависимостью от Евросоюза и США. Но мало кто сегодня сомневается в том, что Китай выйдет на лидирующие позиции в мировой экономике, особенно с учётом кризиса в США и Европе, больно ударившего по финансовой системе многих стран. Эксперты расходятся лишь в сроках, однако цифра 2040-вые года всё же приводится. Вопрос лишь в том, насколько удастся преодолеть кризис ликвидности нынешним мировым лидерам и, самое главное, с какими результатами будет завершено это преодоление. Резонно предположить, что вступление России в ВТО, позволит несколько сместить точки влияния в мире и, возможно, лишить сверхдержавы их лидирующих позиций. Соответственно, Китай сможет избавиться от отягощающих страну соглашений по ВТО и получить возможность нового направления экономического развития. Безусловно, «точки над «и» будут расставлены, но их последовательность и приоритетность проявятся только в будущем.

Стоит особо сказать об особенностях современного китайского менталитета, касающегося взаимоотношения граждан и хозяйственных единиц, с одной стороны, и властей, с другой. Свое воплощение их характер получил в афоризме: "Государство дает хорошую политику, а не деньги". Главная заслуга правительства заключается в создании благоприятного, выгодного для предпринимательской деятельности климата.
Гос регулирование направлено на решение взаимосвязанных задач, среди которых следует выделить следующие:
1) поддержание межотраслевых и межрегиональных пропорций. В этих целях, наряду с методами макроэкономического регулирования, применяются также методы централизованного (директивного) планирования;
2) системное использование кредитной и налоговой политики;
3)активное участие государства в формировании других
звеньев рыночной инфраструктуры, рынков технологий, информации, труда, ценных бумаг и т. д.;
4) опережающее создание достаточно эффективной нормативно-правовой базы;
5) создание контрольного механизма.
Одним из наиболее действенных инструментов в руках государства остается планирование.
Большое значение придается разработке и выполнению пятилетних планов социально-экономического развития страны, идет формирование перспективного плана на 2000-2010 гг.
Сегодня в Китае первостепенное значение придается и финансовому обеспечению планов. Учитывая большую роль иностранных инвестиций в экономике, при разработке планов проводятся консультации с зарубежными и совместными компаниями, с которыми согласуются финансовые и иные вопросы. Налицо стремление китайского руководства вписать плановый механизм в рыночные отношения.
Важнейшая особенность китайских реформ состоит в том, что они были начаты "сверху" и роль центра, государственного управления сохраняется на всех этапах, хотя масштабы государственного регулирования рыночных отношений видоизменяются как в количественных, так и в качественных параметрах. Эксперимент строительства социализма с китайской спецификой теоретически обоснован в начале 80-х годов ХХ века воплотился в сегодняшнем настоящем Китая и в его будущем, в которое эта страна входит одним из лидеров мирового сообщества.

Дэн Сяопин, архитектор китайского экономического чуда, начал свои реформы прежде всего в экономической области, именно этим объясняется успех его политики. Так, известный деятель Тельман Гдлян, выражая не только собственное мнение о правильности и преимуществах китайских реформ, пути Дэн Сяопина по сравнению с политикой М.С.Горбачева, писал: «Надо было, видимо, стране идти по китайскому варианту. То есть постепенно изменять экономическую ситуацию и уже потом, через стабильную экономику, постепенно переходить к идеологическим изменениям. То есть тот самый китайский вариант, который был предложен и реализован мудрым государственным деятелем Дэн Сяопином»
В Китае говорят: «Нельзя остановить течение реки ударом меча, как невозможно упрятать ветер в мешке». Так и реформация китайского социализма, начатая по инициативе Дэн Сяопина, будет продолжаться и в наше время…

Ху Цзиньтао: "Необходимо отстаивать путь социализма с китайской спецификой"

Тридцать лет прошло с того момента, когда настрадавшийся от бесконечных экспериментов и идеологических компаний Китай встал на путь кардинальных экономических и социальных преобразований, опиравшихся не на амбициозные устремления и утопии, а на прагматичный расчет и реалии рыночных отношений. Этот курс получил название "политика реформ и открытости". Стратегическое решение о начале его проведения было принято на 3-м пленуме ЦК Компартии Китая /КПК/ 11-го созыва, проходившем 18-22 декабря 1978 года.

После образования КНР в 1949 году страна прошла сложный путь. Пришедшие к власти в Поднебесной коммунисты под руководством Мао Цзэдуна провели крупные экономические реформы, заложили основы нового народного хозяйства и создали с помощью СССР целый ряд новых отраслей. Затем Китай пережил множество потрясений, связанных с ложными подходами к построению социалистической модели государства. Среди них было и форсирование темпов роста экономического развития в ходе "большого скачка" /1958-1960 гг./, и "великая пролетарская культурная революция" /1966-1976 гг. /, усугубившая кризис народного хозяйства и на долгое время задержавшая развитие страны. В конце 1970-х годов многие действия руководства того времени были признаны ошибочными и подвергнуты критике, а общая линия развития пересмотрена в пользу начала проведения качественно нового курса экономических преобразований.

Главным инициатором и теоретиком новой генеральной линии развития страны считается Дэн Сяопин, которого называют "архитектором китайских реформ". Этому человеку удалось не только положить начало возрождению Поднебесной, но и на многие годы вперед определить основные принципы стадиального внедрения рыночных элементов в функционирование национальной экономики при сохранении руководящей роли Компартии Китая.

За 30 лет, которые прошли с начала проведения реформ, Китай стал примером того, как продуманная политика руководства может за относительно короткий промежуток времени вывести огромную страну в число наиболее динамично развивающихся государств мира.

Годовщина политики реформ и открытости почти совпала с другим событием – проведением в КНР в августе 2008 года Олимпийских игр, которые стали демонстрацией международного авторитета Китая и его способности устраивать крупные международные мероприятия.

18 декабря в Доме народных собраний в центре Пекина состоялось торжественное собрание, посвященное 30-летию китайских реформ. Участие в нем приняли представители высшего руководства страны, включая председателя КНР Ху Цзиньтао. Его выступление перед собравшимися в зале транслировалась в прямом эфире центрального телевидения и увидеть его смогла многомиллионная зрительская аудитория.

"Политика реформ и открытости является важнейшей особенностью новейшего периода истории. Ее цель – развитие производственных сил, осуществление модернизации страны, а также улучшение жизни народа", – сказал председатель КНР. Он подчеркнул, что "за последние 30 лет политика реформ и открытости была движущей силой развития", а также обозначила "переломный момент в новейшей истории страны". "Благодаря решениям, принятым 3-м пленумом ЦК КПК 11-го созыва, был осуществлен великий перелом, имеющий далеко идущее значение в истории партии после образования Нового Китая, и открыт новый исторический период реформ и открытости страны. 3-й пленум был проведен в важный исторический момент, когда перед партией и государством встал вопрос о выборе пути дальнейшего развития. Под руководством Дэн Сяопина и при поддержке других революционеров старшего поколения на нем началось всестороннее исправление "лево"-уклонистских ошибок, совершенных в период "культурной революции" и до ее начала", – отметил глава государства. По его словам, на пленуме было принято стратегическое решение о переносе центра тяжести работы партии и государства на экономическое строительство, проведение политики реформ и открытости.

"Самая яркая особенность нового периода -- реформы и открытость. Их цели заключаются в раскрепощении и развитии производительных сил, осуществлении модернизации страны, обеспечении зажиточного уровня жизни населения и возрождении великой китайской нации. Проведение политики реформ и открытости также имеет целью самосовершенствование и развитие социалистического строя, придание социализму новых жизненных сил, построение и развитие социализма с китайской спецификой".

"Реформы и открытость отвечают чаяниям партии и народа, соответствуют течению эпохи, направления и путь реформ и открытости вполне оправданы, успехи и заслуги в их проведении не подлежат отрицанию, застой и движение вспять являются тупиком", – сказал он.

"Резюмируя исторический опыт, приобретенный КПК за 30 лет проведения политики реформ и открытости, его можно кратко определить как соединение основополагающих положений марксизма с конкретными реалиями Китая, выбор собственного пути развития и построение социализма с китайской спецификой. Этот опыт является бесценным сокровищем, которое все члены партии должны ценить и сознательно применять", – сказал он.

В выступлении на торжественном собрании, посвященном 30-летию китайских реформ Ху Цзиньтао подчеркнул, что "достигнутые в сегодняшнем Китае блестящие успехи в борьбе с нищетой, ускорении процесса модернизации, укреплении и развитии социализма свидетельствуют о силе и значении марксистской теории, а также победе диалектического и исторического материализма". По словам председателя КНР, "только социализм может спасти Китай, только реформы и открытость могут развивать Китай".

"В новой международной и внутренней обстановке необходимо отстаивать путь социализма с китайской спецификой, открытый за период после 3-го пленума ЦК КПК 11-го созыва", – сказал Ху Цзиньтао. Говоря о внешнеполитических проблемах, Ху Цзиньтао подчеркнул, что КНР активно развивает международные обмены и сотрудничество, внося важный вклад в мировое экономическое развитие.

Глава государства отметил, что благодаря экономическим реформам ВВП Китая вырос с 364,5 млрд юаней /53,6 млрд долл. / в 1978 году до 24,9 трлн юаней /3,67 трлн долл./ в 2007 году. При этом удалось решить проблему обеспечения страны продовольствием. За тот же период, подчеркнул Ху Цзиньтао, общий объем внешнего товарооборота КНР увеличился с 20,6 млрд долл. до 2,1 трлн долл.

Коснулся Ху Цзиньтао в своей речи и линии, которую Китаю следует проводить в условиях углубляющегося мирового финансового кризиса. По его словам, КНР необходимо продолжать курс на проведение политики реформ и открытости, обеспечить стабильность развития национальной экономики.

Сухие выкладки из выступления председателя КНР справедливости ради следует подкрепить конкретными цифрами, отражающими успехи страны, проделавшей большой и сложный путь кардинальных преобразований. С начала проведения реформ средние ежегодные темпы экономического роста составляли порядка 9,8 проц., доля экономики Китая в мировом объеме выросла с 1,8 проц. в 1978 году до 6 проц. в 2007 году. При этом экспорт достиг 1 трлн 218 млрд долл., а положительное торговое сальдо – более 260 млрд долларов. Китай занимает первое место в мире по объему валютных запасов – 1 трлн 332 млрд долл. / в 2007 году/. В настоящее время Китай является одним из самых динамично развивающихся и наиболее привлекательных инвестиционных рынков мира. Этому способствует дешевая рабочая сила /в стране проживает 25 проц. мировой рабочей силы/ и развитая производственная база. Прямые инвестиции в 2007 году составили 74,7 млрд долларов.

Китайское общество в условиях глобального экономического кризиса

2008 год останется в истории КНР как очень противоречивый. В первую очередь, он, наверное, запомнится большинству китайцев как год проведения Пекинской олимпиады, которая стала для народа символом крупномасштабной модернизации страны, свидетельством ее небывало быстрого экономического развития. Олимпийским духом на протяжении ряда последних лет было пронизано, как кажется, любое крупное китайское начинание, а успехи спортсменов из КНР, подаривших стране заветное командное первое место, станут на многие годы примером для подражания грядущих поколений.

С другой стороны, уходящий год ознаменовался для китайцев чредой небывалых потрясений. Настоящим шоком для них стали прокатившиеся в марте масштабные беспорядки в Тибете и жесткое давление под этим предлогом на Пекин со стороны западных стран, начавших активно спекулировать на теме бойкота Игр. Природные катаклизмы обрушивались на КНР в 2008 году один за другим, а пиковой нагрузкой стало разрушительное землетрясения в провинции Сычуань, унесшее почти 80 тыс. жизней и поставившее регион на грань экономической катастрофы.

Олимпиада в августе заставила на время забыть о предшествующих трагических событиях. Но сейчас, по прошествии нескольких месяцев, олимпийская эйфория понемногу идет на убыль, а накопившиеся в КНР социально- экономические проблемы требуют решения. В Китае с его 1,3 млрд населения, огромным имущественным расслоением, диспропорцией в развитии сельских и городских районов, приморскими и внутренними провинциями, возникающими вследствие стремительного роста масштабными социальными и экономическими "перекосами", общественные противоречия всегда были очень остры. Но в период, когда темпы роста ВВП измерялись двузначными числами, правительству удавалось достаточно эффективно их решать. Сейчас весь мир вступил в период замедления экономического роста и рецессии. Этих проблем, очевидно, не удастся избежать и КНР. Согласно прогнозу Всемирного банка в 2009 году китайская экономика вырастет не более, чем на 7,5 проц., что значительно ниже достижений последнего десятилетия -- 10-11 процентов. Уже сейчас из южного и восточного Китая поступают сведения о десятках тысяч разорившихся экспортных предприятий, по которым мировой финансовый кризис ударил в первую очередь. Сокращение спроса в развитых странах начинает оказывать серьезное негативное влияние на китайских экспортеров, за счет дешевых товаров которых этот спрос в последние годы и удовлетворялся.

Мировой кризис бьет, в основном, по наиболее уязвимым средним и малым предприятиям, на каждом из которых работает от нескольких десятков до нескольких сотен человек. Но именно они обеспечивают занятостью огромное количество трудоспособного населения Китая. В предыдущие годы до 70 проц. новых рабочих мест в КНР ежегодно создавалось именно в этом секторе. Поэтому сейчас экономические неурядицы создают угрозу серьезного роста безработицы и, как следствие, социальной напряженности.

Так, 25 ноября в городе Дунгуань провинции Гуандун сотни рабочих фабрики по производству игрушек, где начались массовые сокращения, устроили беспорядки в знак протеста против недостаточной компенсаций при увольнениях. Компания обещала предоставить каждому уволенному компенсацию в размере одного месячного жалования, что в среднем составит менее 1 тыс. юаней /143 долл./. Такая ситуация не устроила людей, многие из которых проработали на фабрике по 10 лет. К месту, где собрались протестующие, быстро было направлено около тысячи полицейских, которые попытались разогнать толпу. Недовольство собравшихся этой акцией вылилось в беспорядки и столкновения с полицией. Разъяренная толпа перевернула несколько патрульных машин, разбила по меньшей мере четыре полицейских мотоцикла, были выбиты стекла в офисном здании компании.

Массовые волнения прокатились в ноябре в различных регионах КНР среди таксистов, недовольных своим финансовым положением. Начавшиеся 3 ноября в юго-западном городе Чунцине мирные выступления водителей такси, протестовавших против недостаточного снабжения их топливом, высоких штрафов со стороны таксомоторных парков и конкуренции со стороны водителей, занимающихся частным извозом без лицензии, внезапно переросли в беспорядки и сопровождались насилием. Было разбито более сотни автомобилей, в том числе, несколько полицейских машин. Бастующий таксисты блокировали центр гигантского мегаполиса, останавливали проезжающие автомобили и высаживали из них шоферов и пассажиров. Полиция была вынуждена прибегнуть к жестким мерам, арестовав наиболее активных участников выступлений. По сообщениям центральной и местной прессы, в урегулировании инцидента принял личное участие секретарь чунцинского парткома, член Политбюро ЦК КПК Бо Силай, встретившийся с представителями бастующих, что в целом нетипично для китайской политической реальности. В итоге власти пообещали пойти навстречу некоторым требованиям таксистов.

С перерывом буквально в несколько дней аналогичные выступления водителей такси прошли в городе Санья провинции Хайнань, городах Гуанчжоу и Шаньтоу провинции Гуандун.

Об ухудшении ситуации в сфере занятости заявил министр труда и социального обеспечения КНР Инь Вэйминь. Он констатировал, что начиная с октября в стране наблюдается рост числа безработных. За последние 10 месяцев оно увеличилось на 10,2 млн. человек, то есть на 4 проц. К концу 2008 года, по его словам, этот показатель, который не учитывает безработицу среди рабочих мигрантов, по самым приблизительным подсчетам, составит порядка 4,5 процентов. Как заявил министр, хотя ситуация в текущем году пока в целом стабильна, в 2009 году возможны новые трудности. По предварительным прогнозам, в 2009 году искать пути выхода на рынок труда начнут порядка 24 млн человек, включая выпускников высших учебных заведений, что практически вдвое превышает возможности городов в плане трудоустройства квалифицированной рабочей силы. Правительственные агентства по трудоустройству, обещает Инь Вэйминь, попытаются найти для них места в частном секторе, либо будут предлагать, в частности, выпускникам вузов, работу в малоразвитых отдаленных районах страны.

Отдельным источником беспокойства для правительства становится армия рабочих мигрантов -- людей, имеющих сельскую прописку, которых привлекают на сезонные работы, в основном в строительство в крупных городах и экономически развитых провинциях. Последние статистические данные говорят о том, что число таких людей в КНР достигает 200 млн, что сравнимо с населением крупной страны. Продолжающаяся уже несколько месяцев в Китае стагнация на рынке недвижимости значительно замедлила темпы строительства и оставила многих строителей без возможности заработка. Только в одной провинции Цзянси из 6,8 млн. рабочих мигрантов 300 тыс. приняли решение в середине ноября вернуться в родные края. Однако в деревнях, где они живут, работы нет, а земельные участки, которые большинство из этих людей обрабатывали до того, как стать наемными рабочими, зачастую уже отданы в пользование другим фермерам или выделены под строительство. Такая ситуация опасна возникновением большого количества серьезных социальных противоречий, так как споры за землю в последнее время стали источником наиболее острых общественных конфликтов.

Так, в середине ноября в северо-западной провинции Ганьсу возникли массовые выступления, потребовавшие от властей применения решительных мер. Беспорядки произошли в городе Луннань, где группа жителей протестовала против сноса их домов и отторжения земельных участков под строительство транспортной магистрали. Как сообщало агентство Синьхуа, к демонстрантам присоединились другие жители, после чего около тысячи участников манифестации стали громить автомобили на улицах и попытались взять штурмом здание городской администрации. Когда к месту инцидента была вызвана полиция, начались столкновения с сотрудниками правоохранительных органов. В создавшейся обстановке полиция была вынуждена применить силу для разгона зачинщиков беспорядков. В результате столкновений пострадали десятки человек, среди которых – манифестанты, чиновники из мэрии и полицейские.

Особую озабоченность по поводу перспективы роста социальной напряженности высказал недавно член постоянного комитета Политбюро ЦК КПК Чжоу Юнкан, занимающий пост секретаря политико-юридической группы ЦК и курирующий работу всех китайских органов безопасности. "В условиях ухудшающейся экономической ситуации местные власти должны активно работать над преодолением последствий финансового и экономического кризиса и принимать все меры для достижения экономического прогресса, улучшения жизни людей и поддержания социальной стабильности", – заявил он со страниц центральной печати.

Ряд экспертов также отмечают возможность обострения в Китае межэтнических противоречий на фоне общего роста социальной напряженности. Именно с этим западные и гонконгские наблюдатели связывают изменения в организационной структуре частей вооруженной народной полиции /ВНП/ в Синьцзян-Уйгурском автономном районе /СУАР/, где весьма активно действуют исламистские террористические группировки. Как сообщило агентство Синьхуа, должность командующего войсками вооруженной народной полиции в СУАР теперь приравнена к командующему армией, что, по мнению экспертов, свидетельствует о наращивании частей ВНП в Синьцзяне.

Иван Каргапольцев, Артем Чуркин корреспонденты ИТАР-ТАСС в Пекине

К концу 1976 г. Китайская Народная Республика оказалась в состоянии глубокого социально-политического и экономического кризиса. Причиной кризиса стали милитаристский великодержавный курс Мао Цзэдуна и его сторонников, волюнтаристская политика «большого скачка», маоистская «культурная революция». По признанию китайской печати, 1966-1976 гг. стали «потерянным десятилетием», которое отбросило страну назад, поставив народное хозяйство на грань краха.

Экономика страны была почти полностью разрушена, сотни тысяч людей находились за чертой бедности. Объявленная во времена «культурной революции» «классовая борьба» еще более обостряла накопившиеся социально-политические и экономические противоречия. Социальная политика Мао Цзэдуна привела к расколу общества - явлению, прямо противоположному укреплению политического и морального единства, характерного для социалистического общества.

Пришедшее после смерти Мао Цзэдуна (9 сентября 1976 г.) к власти руководство во главе с Председателем ЦК КПК и премьером Госсовета КНР Хуа Гофэном, приверженца «культурной революции», объявило о продолжении курса Мао Цзэдуна. Ставший необходимым процесс переформирования маоистского руководства сопровождался борьбой группировок за преобладание в партийном и государственном аппарате. Лидирующие позиции постепенно занимала маоистско-прагматическая группировка во главе с Дэн Сяопином, реабилитация которого произошла в июне 1977 г. (через год после своего второго смещения) на III пленуме десятого созыва ЦК КПК. Дэн Сяопин был вновь восстановлен на всех постах -- заместителя Председателя ЦК КПК, заместителя председателя Военного совета и начальника генерального штаба НОАК, заместителя премьера Госсовета КНP. Должность Председателя ЦК КПК занял Хуа Гофэн. Однако уже в конце 70-х годов Дэн Сяопин становится лидером партии и страны.

Основой для практической разработки реформаторских идей Дэн Сяопина стал утвержденный в середине 70-х годов курс «четырех модернизаций», поставивший целью преобразования в четырех областях - сельском хозяйстве, промышленности, армии, науке и технике. Формула «четырех модернизаций» отражает материальное содержание реформы. Если говорить об идейно-политической линии, то ее суть представляют «четыре основных принципа»: социалистический путь развития, демократическую диктатуру народа, руководство компартии, марксизм-ленинизм, идеи Мао Цзэдуна.

На III пленуме ЦК КПК одиннадцатого созыва, состоявшемся 18-22 декабря 1978 г., по инициативе Дэн Сяопина и его сподвижников было принято историческое решение отказаться от теории «продолжения революции при диктатуре пролетариата» и политической установки на ведение «классовой борьбы» как главной задачи, а центр тяжести партийной работы перенести на осуществление модернизации. Согласно этому, была объявлена и утверждена новая политика «реформ и открытости» КНР.

Таким образом, основными средствами осуществления модернизации объявлялись реформы и открытая политика. Реформы направлены на приведение производственных отношений в соответствие с задачами развития производительных сил с тем, чтобы производственные отношения не становились тормозящим фактором для развития страны. А открытая политика призвана включить КНР в процесс глобализации экономики и других сфер жизни человеческого сообщества, активно привлекать зарубежные капиталы, использовать достижения науки и техники, управленческий опыт с тем, чтобы, в конечном счете, повысить мировую конкурентоспособность Китая.

Процесс реформ был охарактеризован Дэн Сяопином как «вторая революция» после 1949 г., но революция, не направленная на слом старой надстройки и против какого-либо общественного класса, а революция в смысле «революционного обновления социализма на его собственной основе путем самосовершенствования».

Цель социалистической модернизации -- выведение Китая к середине XXI века на уровень среднеразвитых государств по производству на душу населения и достижение на этой основе всеобщего благосостояния его граждан. Путь модернизации -- ускоренный рост экономического потенциала, его качественное обновление и повышение эффективности на базе развития научно-технического потенциала, исходя из того, что наука есть «главная производительная сила».

С самого начала разработки стратегии модернизации страны Дэн Сяопин отказался от догматического следования принятым в СССР канонам социалистического строительства и «вел поиск строительства собственной модели социализма с китайской спецификой». Суть «национальной специфики» виделась политику-реформатору в исторически сложившейся и объективно обусловленной социально-экономической отсталости страны, дефиците пахотной земли и других необходимых ресурсов для обеспечения нормальных условий жизни и развития страны с миллиардным населением. С учетом того, что преодоление отсталости Китая потребует длительного времени, было принято принципиальное теоретическое положение о том, что КНР находится на начальной стадии социализма, которая продлится до середины XXI века.

Таким образом, с целью обеспечения главного внутреннего условия нормального хода реформ - политической стабильности, политическая жизнь страны строилась в соответствии с выдвинутыми Дэн Сяопином «четырьмя основными принципами»: следовать социалистическому пути, придерживаться диктатуры пролетариата, руководства КПК, марксизма-ленинизма и идей Мао Цзэдуна. Никакие отклонения от этой линии в сторону политико-идеологической либерализации не допускались.

Однако приступить к полномасштабному проведению в жизнь программы модернизации Дэн Сяопину удалось лишь после создания необходимых для этого политических условий. Экономическая реформа, согласно теории Дэн Сяопина, невозможна без реформы политической системы.

Особое место и в проведении реформы политической системы, и в целом в процессе модернизации уделялось правящей партии как гаранту обеспечения социально-политической стабильности, без чего представлялось невозможным успешное проведение курса на социалистическую модернизацию. В этой связи вопросы партийного строительства, укрепления партийной дисциплины и усиления внутрипартийного контроля постоянно находились в центре внимания руководства КПК. Важнейшее значение в реформе политической системы придавалось разработке всесторонней законодательной и нормативной базы и внедрению ее в жизнь, превращению Китая в современное правовое государство, «управляемое на основе закона».

Содержание реформы политической системы, направленное на развитие демократизации, виделось в развитии и укреплении существующей системы представительных органов власти (собрания народных представителей и т.п.), расширении их контролирующих функций и демократических начал в их деятельности, упрощении и сокращении управленческого аппарата, четком разделении полномочий между партийными и административными органами, между центром и местами и т.д.

Важнейшее значение в теории модернизации Дэн Сяопина придавалось человеческому фактору. Программа воспитания «нового человека» внедрялась с начала 80-х годов в рамках курса на создание социалистической духовной культуры, охватывающей всю духовную сферу жизни китайского общества -- идеологию, собственно культуру, мораль, право - и нацеленную на формирование современной культурно-цивилизационной среды, без которой модернизация немыслима.

В процессе разработки стратегии модернизации Китая Дэн Сяопином была пересмотрена прежняя концепция развития современного мира, сводившаяся к тому, что его основу составляли мировая война и революция. Согласно теории Дэн Сяопина, основными тенденциями, определяющими состояние современных международных отношений, являются мир и развитие, сохранение которого является внешней гарантией успешного проведения модернизации КНР. Наконец, неотъемлемой частью программы модернизации Дэн Сяопина является завершение процесса объединения страны по формуле «одно государство -- два строя», предусматривающее сохранение в Сянгане, Аомэне и на Тайване после их воссоединения с КНР существующего там капиталистического строя.

Товарищ Дэн Сяопин, ветеран революции, ведущий политический деятель КНР, 25 октября 1987 года на открытии XIII съезда Коммунистической партии Китая был назван «главным архитектором китайских реформ».

В ходе инспекционной поездки на юг Китая в начале 1992 г Дэн Сяопин делает выводы о необходимости дальнейшего ускорения реформ и развития на основе расширения сферы действия рыночных отношений и предлагает для определения действенности проводимых реформ и открытой политики три критерия: способствуют ли реформы развитию производительных сил, способствуют ли они укреплению комплексной государственной мощи, способствуют ли повышению жизненного уровня народа.

Развивая реформу, руководство КНР во главе с Дэн Сяопином совершило на III пленуме ЦК КПК четырнадцатого созыва в 1993 г. теоретический «прорыв», объявив о соединении рыночной экономики с социализмом.

На XV съезде КПК в 1997 г. в Устав партии было включено положение о руководящей роли «теории Дэн Сяопина» на начальной стадии социализма. Она объявлена новым этапом развития марксизма в Китае, вторым теоретическим достижением после «идей Мао Цзэдуна», «продолжением и развитием идей Мао Цзэдуна», научной системой строительства социализма с китайской спецификой.

Нынешние лидеры КНР не только подчеркивают свою приверженность идеям «архитектора реформ», но и развивают их по мере возникновения новых проблем. Новые руководители Китая стараются сделать развитие страны более комплексным и согласованным, не отказываясь от начертанной Дэн Сяопином политики «реформ и открытости».

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить следующее: маоистская «культурная революция» дорого обошлась стране и довела экономику КНР до кризисного состояния. Эксперименты Мао Цзэдуна явственно продемонстрировали, что жестокая (сталинская в своей основе) модель социалистического строительства не дает желаемых результатов и является деструктивной. Возвратившийся во власть в 1977 году Дэн Сяопин приступил к проведению политики модернизации Китая. Переломным историческим моментом в истории КНР явилось проведение в декабре 1978 года III пленума ЦК КПК одиннадцатого созыва, ставшего отправной точкой для процесса модернизации страны. Важнейшей заслугой Дэн Сяопина является то, что проводимая им политика всецело была подчинена задаче наращивания комплексной государственной мощи и улучшению жизни народа.

(2 Голосов)

Важнейшая составная часть китайской экономической реформы - политика внешней открытости, т е переход от внутренне ориентированной к внешне ориентированной политике.

После 90 лет политики замкнутости, в 1978 г. китайское правительство приняло стратегию экономического развития, ориентированную на внешний мир. Являясь важной составной частью всей китайской экономической реформы, политика открытости подтолкнула стремительное развитие экономики Китая.

Политика внешней открытости, развитие экономики, интегрированной во внешний мир не только имело важное значение для осуществления модернизации в Китае, но также служит примером для других развивающихся стран. Вместе с тем, следует иметь в виду, что на начало реформ Китай не имел детально разработанной внешнеэкономической стратегии.

Политика внешней открытости

Китай, как одна из стран с наиболее рано развившейся цивилизацией, исторически имел широкие экономические связи с различными странами мира. Однако, начиная с XVI века приходившая в упадок династия Мин, начала осуществлять замкнутую политику. Особенно с приходом к власти династии Цинн Китай отгородился от внешнего мира, введя запрет торговых сношений с иностранными государствами. Замкнутость на протяжении нескольких веков сделала Китай бедным и отсталым; а распад феодальной системы, происшедший за эти двести-триста лет в Западной Европе, формирование внутреннего рынка во всех капиталистических странах и создание международного рынка сильно стимулировало развитие производительных сил; что составляло яркий контраст с застоем в Китае. После основания КНР, с одной стороны, отдельные страны осуществляли блокаду Китая, позже испорченные отношения с СССР ввели блокаду Китая со стороны соцлагеря; с другой стороны, сами китайцы под влиянием теории социалистической экономики считали, что введение монополии на внешнюю торговлю и строгой импортной политики соответствует интересам государства. В период «великой культурной революции» «банда четырех» пропагандировала политику замкнутости как «патриотизм» и «революционную политику марксизма», многое в этот период определялось как «преклонение перед иностранщиной» и «национальное предательство», в итоге Китай отгородился от внешнего мира и осуществил самоизоляцию.

После третьего пленума ЦК КПК XI созыва китайское руководство осознало, что закрытость от внешнего мира может только препятствовать модернизации китайской экономики. Был исследован опыт восточно-азиатского региона по развитию внешней торговли и стимулированию на этой основе модернизации экономики. В этих странах, включая Японию, Гонконг, Сингапур, Тайвань и Южную Корею, была выбрана внешнеориентированная стратегия развития, что подтолкнуло быстрый экономический рост. Основываясь на этом опыте, китайское правительство приняло решение следовать курсу внешней открытости.

В 1978 г. Китай - отсталая страна с большим населением и низким уровнем экономического развития: сельское хозяйство Китая в основном опиралось на ручной труд, в промышленности большая часть технологий была устаревшей. В целом роль технического прогресса в экономике составляла только 20 %, в то время как в развитых странах она превышала 60 %. Одна из причин, приведших к отсталости промышленности и сельского хозяйства Китая - отгороженность от внешнего мира, непонимание тенденций развития мировой науки и техники, отказ от международных связей и сотрудничества. Необходимо было провести структурную модернизацию существовавших предприятий, повысить их экономическую эффективность. Нехватка средств - важный фактор, ограничивавший экономический рост Китая. Согласно подсчетам экспертов, если отталкиваться от отношения сельскохозяйственных и промышленных основных фондов и ВВП в 1980 г., а также отношения между сельским хозяйством и промышленностью, для того чтобы увеличить ВВП объемом 710 млрд юаней в четыре раза, необходимо было увеличить основные фонды на 1.55 трлн юаней. Но уровень национального дохода до 2000 г. мог обеспечить только 800 млрд юаней, т. е. не хватало еще 40 % средств. В то же время такие отрасли как наука, образование, энергетика и транспорт также нуждались в крупных инвестициях. Для того чтобы восполнить эту огромную нехватку средств, необходимо было активно использовать иностранный капитал и, что еще важнее, передовую технику для модернизации. Существуют данные, что на инопредприятия приходится три четверти приобретаемых Китаем новых технологий.

Дэн Сяопин, верно оценив мировое развитие в то время, указал на то, что для осуществления модернизации Китая необходимо уметь, получать международную помощь и учиться внешней открытости. Он заявил: «Политика открытости - это надежда Китая. Ни одна страна не может развиваться, изолировавшись от всего мира, не усиливая международные связи, не привлекая передовой опыт развитых стран, достижения передовой науки и техники и иностранный капитал».

Заметим, что еще в 1975 г. Дэн Сяопин указал на необходимость привлечения новой техники и оборудования, расширения экспорта и импорта. Надо было стремиться экспортировать больше продукции, чтобы в обмен получать новую технику, благодаря которой ускорять технические преобразования, повышать производительность труда. Привлечение зарубежной передовой техники стало исходной точкой развития.

«Только при условии внешней открытости можно полностью использовать рынок, международные и внутренние ресурсы, улучшить распределение ресурсов, подтолкнуть научно-технический прогресс, повысить экономическую эффективность, ускорить развитие китайской экономики» - так рассуждали китайские реформаторы. Только в таком случае можно будет активно участвовать в международном экономическом сотрудничестве и конкуренции, проявлять преимущества китайской экономики, развивать открытую экономику, сделать так, чтобы внутренняя и внешняя экономика взаимодополняли друг друга, непрерывно повышая международную конкурентоспособность страны.

Внешняя экономическая открытость - это не краткосрочная, а долгосрочная политика, которая не будет меняться минимум 50-70 лет. Когда Китай осуществит свои стратегические цели, она тем более не должна будет меняться, а если и изменится, то только в сторону еще большей открытости.

Осуществление внешней открытости Китая - это последовательный процесс решения проблем по мере их возникновения. Вместе с тем Дэн Сяопин с самого начала разработал отдельные элементы политики внешней открытости Китая.

Рассуждения Дэн Сяопина были следующими: «Экономический и технический уровень развитых стран высоки, они обладают достаточным количеством средств. А развивающиеся страны бедны либо неразвиты, для развития экономики и избавления от нищеты им необходимо привлекать средства и технику развитых стран». Дэн Сяопин говорил: «если юг не будет развиваться, сбыт капитала и продукции севера будет очень ограничен, дальнейшее обнищание юга может привести к тому, что у севера не окажется рынка сбыта». Поэтому такая взаимная потребность друг в друге развитых и развивающихся стран обеспечила возможность осуществления их взаимной открытости. Дэн Сяопин говорил о всесторонней внешней открытости Китая: «Китай осуществляет открытость по отношению к развитым странам, однако еще важнее открытость по отношению к странам третьего мира. В странах третьего мира большое население, много земли и обильные ресурсы, в области технологий у каждой страны есть свои сильные стороны, мы можем во многих областях осуществлять взаимопомощь и сотрудничество.

Это поможет экономическому развитию и преодолению трудностей каждой из стран». Хотя Китай велик и в нем представлены все отрасли промышленности, он все же не может производить всю продукцию, в которой нуждается, а иногда, если и может, себестоимость оказывается очень высокой, поэтому нужно согласно принципу сравнительных преимуществ направить внимание на глобальный рынок с целью получения наибольшей выгоды. Что касается открытости Китая, СССР и стран Восточной Европы, Дэн Сяопин считал, что экономика и технологии в СССР и странах Восточной Европы более развиты, чем в Китае, и обладают своими особенностями, и Китаю нужно их заимствовать.

Дэн Сяопин отмечал. осуществление политики внешней открытости не означает открытость только для таких развитых стран как США, Япония и страны Западной Европы. Открытость для этих стран - это всего лишь одна из сторон. Другая сторона - это сотрудничество между Китаем и странами Юго-Восточной Азии. И еще одна сторона - это открытость для СССР и стран Восточной Европы. Китай осуществлял открытость по отношению ко всем странам мира. Эта стратегия всесторонней открытости соответствовала мировым тенденциям и имела важное стратегическое значение.

Особенность экономической реформы Китая - поэтапность внешней открытости. Для осуществления внешней открытости необходимо было подготовить определенные условия. Поскольку на начальном этапе реформы командную систему хозяйствования невозможно было одним шагом превратить в рыночную экономическую систему и поскольку в различных районах такие условия как географическое положение, естественные ресурсы, транспорт и энергоснабжение различались, а технологии хозяйствования развивались неравномерно, в соответствии с постепенностью реформы, осуществление политики внешней открытости постепенно распространялось с юга на север. Первым шагом в политике внешней открытости было утверждение ЦК КПК в январе 1979 г. «особой политики и гибких мер» в отношении провинций Гуандун и Фуцзянь. Вторым шагом было принятие в 1980 г. решения последовательно создать специальные экономические зоны (СЭЗ) Шэньчжэнь, Чжу- хай, Шаньтоу и Сямэнь. Третий шаг - одобрение в 1983 г. решений по созданию СЭЗ на Хайнане. Затем в 1988 г. Хайнань стал первой полностью открытой провинцией Китая. Четвертый шаг - одобрение в 1984 г. введения сразу в 14-ти прибрежных портовых городах политики открытости. Пятый шаг - создание после 1985 г. прибрежного открытого экономического района, формирование открытых экономических районов в дельте рек Янцзы и Чжуцзян, района Сямэня южнее реки Миньцзянь, Чжанчжоу и района Цюаньчжоу. Шестой шаг - осуществление с 1992 г. политики внешней открытости в административных центрах провинций, расположенных на внутреннем континенте, в крупнейших городах и приморских районах. В ряде крупных и средних городов созданы 15 беспошлинных зон, 49 зон технико-экономического освоения и 53 государственные зоны развития высокотехнологичных производств. Седьмой шаг - в 2000 г. открытие западных районов Китая. В 2000-2003 гг. в западных районах начата реализация 36 пилотных объектов с капиталовложениями в 600 млрд юаней. В провинции Шэньси в 2000 г. начато создание государственной зоны освоения высоких технологий (китайской западной силиконовой долины).

Благодаря опыту политики внешней открытости в Китае сформировалась особая структура открытости: специальные экономические зоны, открытые прибрежные города, прибрежные открытые экономические районы, открытые города, такие как административные центры провинций, расположенных на внутреннем материке, внутренние районы. Открытость внешнему миру распространялась из приморья во внутренние районы страны, после вступления Китая в ВТО региональная открытость все больше все больше становится открытостью всей страны.

Главная составная часть политики открытости - привлечение иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции внесли многосторонний вклад в развитие китайской экономики. Во-первых, с начала 1980-х гг. иностранные инвестиции стали одним из главных источников капитала для развития промышленных предприятий, ориентированных на экспорт китайской продукции за рубеж.

Иностранные инвестиции содействовали росту китайского экспорта. К 1993 г. предприятия, основанные с участием иностранного капитала, обеспечивали 37 % китайского экспорта. Вклад экспортного производства в прирост ВВП КНР за два десятилетия реформ составил 21 %, причем на рубеже веков 45 % экспорта обеспечивали предприятия с иностранным капиталом, причем их доля в высокотехнологическом экспорте составила 30 млрд долл. или 81 %. К 2000 г. около половины экспорта давали предприятия с иностранным капиталом.

Во-вторых, создание совместных предприятий ускорило освоение современных технологий в Китае. В начальной стадии реформ трансфер технологий являлся одним из основных условий допуска иностранных инвесторов на китайский рынок. С помощью иностранных инвестиций совместные предприятия смогли обновить свое оборудование и технологии, и, как следствие этого, повысить конкурентоспособность производимой продукции.

В-третьих, иностранные инвестиции сопутствовали появлению нового поколения менеджеров в КНР. Главной ролью менеджеров в плановой экономике было выполнение плана, в большинстве случаев, без учета эффективности, качества и конкурентоспособности продукции. В начале реформ КНР испытывала острый недостаток в менеджерах с навыками, соответствующими новым требованиям рынка. Привлечение иностранных инвестиций, учреждение иностранных и совместных предприятий создало условия для подготовки и развития нового класса менеджеров.

В-четвертых, данные предприятия обеспечили новые рабочие места. К 2005 г. число занятых в иностранных или совместных предприятиях достигло 17,5 млн чел. Например, к 1997 г. Тянь- цзинь привлек 16 млрд долл. иностранных инвестиций, в городе было основано около 10 000 предприятий с участием иностранного капитала, обеспечивающих работой примерно 320 000 жителей Тяньцзиня.

В-пятых, эксперимент с созданием территорий, открытых для иностранных инвестиций, обеспечил КПК убедительным аргументом в пользу распространения нового опыта на всю территорию Китая.

Формы использования Китаем зарубежных капиталов - это преимущественно ПИИ, внешние займы и, в последние годы международный лизинг, компенсационная торговля и зарубежные портфельные инвестиции (эмиссия IPO). По данным МВФ за период 1979-2001 гг. КНР получила из-за рубежа 568,4 млрд долл., из которых 393,5 млрд долл. составили ПИИ (69,2 %), 147,2 млрд долл. - иностранные займы (25,9 %%), 27,7 млрд долл. - прочие формы иностранных капвложений (4,9 %). За период 19792004 гг. Китай практически использовал 743,6 млрд долл. зарубежного капитала и, в частности, 560,4 млрд долл. ПИИ (75,4 %). В последние годы (2005-2006 гг.) Китай получает примерно 6 % мировых ПИИ и они составляют в общем потоке иностранных инвестиций примерно 77 % в 2005 г.

Эта статья из раздела-политика открытости и стратегии привлечения иностранных инвестиций , которая посвящена теме-политика внешней открытости китая . Надеюсь вы по достоинству оцените ее!

Интересное видео про развитие Китая