Урок дигибридное скрещивание закон независимого наследования признаков. Дигибридное скрещивание

Дата урок 44 10 класс

Тема:

Практические работы.

Решение генетических задач.

Цель урока:

Задачи:

Ход урока

Организационный момент

Тест

Вариант 1

а) закон расщепления;

в) правило доминирования;

а) окраске и форме семян;

б) двум парам признакам;

в) одной паре признаков;

г) форме и размерам семян.

а) гибридологическим;

б) биохимическим;

в) цитогенетическим;

г) генеалогическим.

а) сцепленного наследования;

б) расщепления;

г) правило доминирования.

а) генофондом;

б) фенотипом;

в) наследственностью;

г) генотипом.

2 Разноуровневые задания

Ген

Генетика

Гомозигота

Гетерозигота

Доминирование

Фенотип

Генотип

Рецессивный ген

Аллели

2 ученик







Это первый Менделя закон.

Или еще вариант задания

3. Подавляемый признак.

3 ученик

А) ааВВСс

Б) ААВЬсс

В) AabbCcDDee

Г) AaBbccDdEE

Задача №1

Решение. слайд №3

А – карие глаза

а – голубые глаза

Р: Аа х аа

G: А,а а

F: Аа, аа

кар гол

Объект: томат.

Признак: кожица плодов

А – гладкая

а – опушенная

Решение:

Объект: корова.

Признак: наличие рогов

D – комолые

d – рогатые

решение

1. Генетика-это наука …

4. Что такое гибридизация?

5.Что такое “ген”?

12 Что такое генотип?

13. Что такое фенотип?

3 Новая тема

1 Группа задание

Маршурутная карта

1 группа Аналитики

Сайты википедия

Решить задачу

Задача: Елизавета Борисовна решила заняться разведением фигурной тыквы с желтыми плодами, потому что Дарья Викторовна выращивала такие тыквы уже в прошлом году. Одно растение Елизавета Борисовна стянула ночью у соседки, а еще одно выпросила у Марии Петровны, которая тоже выращивала тыквы, но с белыми круглыми плодами. Поработав пчелкой-опылительницей в перерыве между сериалами, она стала ждать плодов. И они появились.

Почему Елизавета Борисовна пила валерьянку?

1 группа

Задают вопрос

О ком эти строки?

Задают группам вопросы

2. Почему именно горох…………..

Маршурутная карта

2 группа Генетики

Сайты википедия

Решить задачу

Задача: Елизавета Борисовна решила заняться разведением фигурной тыквы с желтыми плодами, потому что Дарья Викторовна выращивала такие тыквы уже в прошлом году. Одно растение Елизавета Борисовна стянула ночью у соседки, а еще одно выпросила у Марии Петровны, которая тоже выращивала тыквы, но с белыми круглыми плодами. Поработав пчелкой-опылительницей в перерыве между сериалами, она стала ждать плодов. И они появились.

Почему Елизавета Борисовна пила валерьянку?

Опыты Г.Менделя

А - желтый цвет семени.

а - зеленый цвет семени.

В - гладкое семя,

b - морщинистое семя.

Р: ААВВ х аа bb

G: АВ ab

F1: АаВb

желт, гладк.

Ответ 16

Вы правы получается

3 группа

Статисты

Сайт википедия

Почему Елизавета Борисовна пила валерьянку?

Томас Пеннат дата рождения:

ответ

AB Ab aB ab

AB AABB AABb AaBB AaBb

Ab AABb AAbb AaBb Aabb

aB AaBB AaBb aaBB aaBb

ab AaBb Aabb aaBb aabb

Закрепление

Тест


А) расщепления

Б) доминирования

В) независимого наследования

Г) сцепленного наследования


А) расщепления

Б) неполного доминирования

В) независимого наследования
Г) сцепленного наследования


А) BbAa

Б) bbAa

В) Bbaa

Г) BBAA


А) сцепленного наследования

Б) независимого наследования

Г) расщепления признаков

Ответ:

3 Г

Рефлексия

«Моя самооценка урока»

1.Понравился ли мне урок?

2.Понял ли я новую тему?

Я не работал

До свидания

Уйду молча.-

Если останется время

‹ ›

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

  • Биология

Описание:

Дата урок 44 10 класс

Тема: Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических законов наследования.

Практические работы.

Решение генетических задач.

Цель урока:
Продолжить знакомство с законами наследственности. Рассмотреть, какое скрещивание называется дигибридным и выяснить сущность третьего закона Г.Менделя.

Задачи:

закрепить основные понятия генетики;

изучить особенности дигибридного скрещивания;

объяснить сущность закона независимого наследования признаков как метода изучения наследственности; раскрыть цитологические основы и статистическую природу закона независимого наследования;

продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи;

продолжить развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;

формировать навыки решения генетических задач;

прививать навыки здорового образа жизни.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, поисковый, практический.

Методы познания: анализ, сравнение, моделирование, логический.

Тип урока: изучение новой темы

Ход урока

Организационный момент

Здравствуйте, садитесь, я рада вас и наших гостей приветсвовать всех на нашем уроке. Класс поделен на 3 группы 1- аналитики, 2- генетики,3 – статисты по интересам с группы выбирите командира самостоятельно.

И начать урок хотелось с задачи

Задача: Елизавета Борисовна решила заняться разведением фигурной тыквы с желтыми плодами, потому что Дарья Викторовна выращивала такие тыквы уже в прошлом году. Одно растение Елизавета Борисовна стянула ночью у соседки, а еще одно выпросила у Марии Петровны, которая тоже выращивала тыквы, но с белыми круглыми плодами. Поработав пчелкой-опылительницей в перерыве между сериалами, она стала ждать плодов. И они появились.

Почему Елизавета Борисовна пила валерьянку?

И тема нашего урока: дигибридное скрещивание

И сегодня мы должны с вами определить так почему же пила валерьянку Елизавета Борисовна.

Чтобы решить эту задачу нам необходимо повторить тему прошлого урока.

Работаем в следующем порядке.

3 ученика с каждой группы за компьютерами отвечают на тнст

Тест

Вариант 1

1. При скрещивании двух гомозиготных организмов, различающихся по одной паре признаков, новое поколение гибридов окажется единообразным и будет похоже на одного из родителей. Это положение иллюстрирует следующий закон генетики:

а) закон расщепления;

б) закон сцепленного наследования;

в) правило доминирования;

г) закон независимого распределения генов.

2. Моногибридное скрещивание – это скрещивание родительских форм, которые различаются по:

а) окраске и форме семян;

б) двум парам признакам;

в) одной паре признаков;

г) форме и размерам семян.

3. В своей работе Г.Мендель применил метод исследования, при котором скрещивал различающиеся по определенным признакам родительские формы и прослеживал появление изучаемых признаков в ряде поколений. Этот метод исследования называется:

а) гибридологическим;

б) биохимическим;

в) цитогенетическим;

г) генеалогическим.

4. При скрещивании гибридов первого поколения между собой наблюдается расщепление: вновь появляются особи с рецессивными признаками. Это положение иллюстрирует следующий закон генетики:

а) сцепленного наследования;

б) расщепления;

в) независимого наследования, распределения генов;

г) правило доминирования.

5. Совокупность внешних и внутренних признаков организма называется:

а) генофондом;

б) фенотипом;

в) наследственностью;

г) генотипом.

2 Разноуровневые задания

3 учеников работают у доски 1 ученик в роли учителя проверяет

1 ученик Найти правельный путь

1 Наука о закономерностях наследственности и изменчивости

2 Совокупность всех генов организма –

3Совокупность всех признаков организма –

4Явление преобладания у гибридов признаков одного из родителей –

5Признак, не проявляющийся у гибридов первого поколения –

6Особи, не дающие расщепления признака в следующем поколении

7Особи, дающие расщепление признака в следующем поколении 8Наследственный фактор –

9Различные состояния гена, определяющие различные формы одного и того же признака

Ген

Генетика

Гомозигота

Гетерозигота

Доминирование

Фенотип

Генотип

Рецессивный ген

Аллели

2 ученик

Выделите допущенные ошибки и обьясните их.

Про генетику - науку о наследственности.
Трудно было, очень трудно начинать,
Столько терминов пришлось запоминать:
Генотипы, фенотипы, локусы, аллели,
Чтобы выучить все это, сил мы не жалели.
Даже ночью снились нам темные аллеи,
А по ним идут, гуляют гены и аллели.
Потихоньку все же стали понимать,
Рецессивный значит, будет подавлять,
Доминантный - значит, будет отступать.
И задачки стали лучше мы решать.
Если видим расщепление 1 к 3 (один к трём),
Это первый Менделя закон.
Ну а если в F1 нет расщепления -
Это правило единообразия первого поколения.

Или еще вариант задания

Допишите термины, соответствующие определениям:

1. Свойство организма приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития.

2. Участок хромосомы, в котором расположен ген.

3. Подавляемый признак.

4. Элементарная единица наследственности, участок молекулы ДНК, несущий информацию об одном белке, тем самым определяя развитие признака.

5. Гены, расположенные в одинаковых локусах гомологичных хромосом и отвечающие за развитие одного и того же признака.

6. Совокупность всех генов организма.

7. Зигота, содержащая одинаковые аллели данного гена.

3 ученик

Определи сколько доминантных и рецессивных генов в предложенных генотипах. Доминантные гены выделите красным цветом

А) ааВВСс

Б) ААВЬсс

В) AabbCcDDee

Г) AaBbccDdEE

3 ученика решают задачи у доски.

Задача №1

Голубоглазый мужчина, родители которого имели карие глаза женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза были голубые, а у матери – карие (по данному признаку она гомозиготная). От этого брака родился ребенок, глаза которого оказались карими. Каковы генотипы всех упомянутых здесь лиц?

Решение. слайд №3

А – карие глаза

а – голубые глаза

Так как у женщины отец имел голубые глаза (аа) она от него унаследовала рецессивный аллель, значит ее генотип (Аа). Мать женщины гомозиготная по признаку кареглазости, то есть ее генотип (АА)

Мужчина имеет генотип (аа) так как у него рецессивный признак – голубые глаза.

Р: Аа х аа

G: А,а а

F: Аа, аа

Кар гол

Кареглазый ребенок гетерозиготен – (Аа)

Задача 2. У томата гладкая кожица плодов доминирует над опушенной. Гомозиготная форма с гладкими плодами скрещена с растением, имеющим опушенные плоды. В F1 получили 54 растения, в F2 – 736.

Сколько типов гамет может образовывать растение с опушенными плодами?

Сколько растений F1 могут быть гомозиготными?

Сколько растений F2 могут иметь гладкие плоды?

Сколько растений F2 могут иметь опушенные плоды?

Сколько разных генотипов может образовываться в F2?

Объект: томат.

Признак: кожица плодов

А – гладкая

а – опушенная

Решение:

1. Записываем схему скрещивания. В задаче сказано, что скрещивают гомозиготное растение с гладкими семенами, значит его генотип АА, опушенного растения – аа.

2. Записываем скрещивание потомков F1.

3. Проводим анализ скрещивания. В F2 произошло расщепление: по генотипу – 1 (АА) : 2 (Аа) : 1 (аа); по фенотипу 3 (желтосеменные растения) : 1 (зеленосеменные растения).

Задача 3. От скрещивания комолого быка айширской породы с рогатым коровами в F1 получили 18 телят (все комолые), в F2 – 95. Каково количество комолых телят в F2?

Объект: корова.

Признак: наличие рогов

D – комолые

d – рогатые

решение

95 * 3/4 = 71,5 = 72 комолых телят

Ответ: 72 комолых телят в F2.

Фронтальный опрос оставшиеся ученики

1. Генетика-это наука …

2. Что такое наследственность?

(Ответ. Наследственность – это способность организмов передавать следующим поколениям свои специфические признаки и особенности развития.)

3. Каковы материальные основы наследственности?

(Ответ. Материальные основы наследственности – ДНК и РНК, ген – участок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре одного белка (это единица генетической, или наследственной, информации).)

4. Что такое гибридизация?

(Ответ. Гибридизация – это скрещивание особей с контрастными, альтернативными, признаками.)

5.Что такое “ген”?

6.Как называется место дислокации гена в хромосоме

7.Что такое неаллельные гены?

8.Какие гены называются аллельными?

(Ответ. Аллельные гены (аллели) – это разные формы одного и того же гена, расположенные в одних и тех же участках (локусах) гомологичных хромосом и отвечающие за развитие одного признака (окраска, рост и т.д.). Гомологичные хромосомы – это хромосомы, сходные по строению и несущие одинаковые гены.)

9. Что такое доминантные и рецессивные признаки?

(Ответ. Доминантный признак (лат. dominantus – господствующий) – признак одной из родительских особей, появляющийся у гибридов первого поколения и подавляющий признак другой родительской особи. Рецессивный признак (лат. recessus – отступление, удаление) – признак, не появляющийся у гибридов первого поколения.)

10. Какой организм называется гомозиготным? Гетерозиготным?

(Ответ. Гомозиготный организм – это организм, имеющий одинаковые аллельные гены (АА, аа – особи, не дающие расщепления в поколениях по этому признаку). Гетерозиготный организм – организм, имеющий разные аллельные гены (Аа – особи, в потомстве которых образуется расщепление по этому признаку).)

11. Каким символом мы можем обозначить гетерозиготный организм?

12 Что такое генотип?

(Ответ. Генотип – это система взаимодействующих генов организма.)

13. Что такое фенотип?

(Ответ. Фенотип – это совокупность всех признаков и свойств данного организма. Фенотип формируется под влиянием генотипа и условий внешней среды.)

3 Новая тема

1 Группа задание

Маршурутная карта

1 группа Аналитики

История происхождение опытов Г.Менделя.

Его вклад в развитие генетике.

Сайты википедия

Решить задачу

Задача: Елизавета Борисовна решила заняться разведением фигурной тыквы с желтыми плодами, потому что Дарья Викторовна выращивала такие тыквы уже в прошлом году. Одно растение Елизавета Борисовна стянула ночью у соседки, а еще одно выпросила у Марии Петровны, которая тоже выращивала тыквы, но с белыми круглыми плодами. Поработав пчелкой-опылительницей в перерыве между сериалами, она стала ждать плодов. И они появились.

Почему Елизавета Борисовна пила валерьянку?

1 группа

Задают вопрос

О ком эти строки?

«У этого господина был странный склад ума. Его почему-то тянуло к математизации своих наблюдений и к выведению закономерностей не из описания конкретного наблюдаемого процесса, а из абстрактных математических выкладок.

(Ответ грегор мендель портрет на доске)

Грегор Мендель (Грегор Иоганн Мендель) родился 22 июля 1822, Xейнцендорф, Австро-Венгрия, ныне Гинчице. Скончался 6 января 1884, Брюнн, ныне Брно, Чешская Республика.- австрийский естествоиспытатель, ученый-ботаник и религиозный деятель, монах, основоположник учения о наследственности (менделизм). С 1856 Грегор Мендель начал проводить в монастырском садике (шириной в 7 и длиной в 35 метров) хорошо продуманные обширные опыты по скрещиванию растений (прежде всего среди тщательно отобранных сортов гороха) и выяснению закономерностей наследования признаков в потомстве гибридов.

Мендель изучал, как наследуются отдельные признаки.

Мендель выбрал из всех признаков только альтернативные - такие, которые имели у его сортов два чётко различающихся варианта (семена либо гладкие, либо морщинистые; промежуточных вариантов не бывает). Такое сознательное сужение задачи исследования позволило чётко установить общие закономерности наследования.

Мендель спланировал и провёл масштабный эксперимент. Им было получено от семеноводческих фирм 34 сорта гороха, из которых он отобрал 22 «чистых» (не дающих расщепления по изучаемым признакам при самоопылении) сорта. Затем он проводил искусственную гибридизацию сортов, а полученные гибриды скрещивал между собой. Он изучил наследование семи признаков, изучив в общей сложности около 20 000 гибридов второго поколения. Эксперимент облегчался удачным выбором объекта: горох в норме - самоопылитель, но легко проводить искусственную гибридизацию.

Мендель одним из первых в биологии использовал точные количественные методы для анализа данных. На основе знания теории вероятностей он понял необходимость анализа большого числа скрещиваний для устранения роли случайных отклонений.

Применив статистические методы для анализа результатов по гибридизации сортов гороха сформулировал закономерности наследственности.

В 1863 он закончил эксперименты и в 1865 на двух заседаниях Брюннского общества естествоиспытателей доложил результаты своей работы. В 1866 в трудах общества вышла его статья «Опыты над растительными гибридами», которая заложила основы генетики как самостоятельной науки. Это редкий в истории знаний случай, когда одна статья знаменует собой рождение новой научной дисциплины.

На развитие генетики оказали влияние и другие естественные науки

Биология – учение Ч. Дарвина и клеточная теория.

Физика - идея элементарности, атомарности, дискретности.

Статистика - раздел математики.

Задают группам вопросы

1. Горошины с каким фенотипом были взяты Г. Менделем для опыта?

2. Почему именно горох…………..

3. Какие рассчеты использовались при постановке опыта

4.От чего зависит успех работы ответ 2 группа

5 .Какой результат получил Мендель

Маршурутная карта

2 группа Генетики

Дать определение 3 закону Менделя раскрыть его сущность

Объяснить решение задачи с горохом до гибридов 1 поколения.

Сайты википедия

Решить задачу

Задача: Елизавета Борисовна решила заняться разведением фигурной тыквы с желтыми плодами, потому что Дарья Викторовна выращивала такие тыквы уже в прошлом году. Одно растение Елизавета Борисовна стянула ночью у соседки, а еще одно выпросила у Марии Петровны, которая тоже выращивала тыквы, но с белыми круглыми плодами. Поработав пчелкой-опылительницей в перерыве между сериалами, она стала ждать плодов. И они появились.

Почему Елизавета Борисовна пила валерьянку?

отвеч 2 группа а о результатах мы вам детально сейчас расскажем

Совокупность генов лежащих в одной хромосоме, называется группой сцепления.

Скрещивание особей, у которых учитываются отличие друг от друга по двум признакам, называется дигибридное. Например, у гороха: 1 признак - цвет семени, 2 признак - форма семени.

Если родительские особи отличаются по трем признакам – тригибридным и т.д. В общем случае скрещивание особей отличающихся по многим признакам, называется полигибридным.

Закон независимого наследования (третий закон Менделя) - при скрещивании двух особей, отличающихся друг от друга по двум (и более) парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга и комбинируются во всех возможных сочетаниях (как и при моногибридном скрещивании). мендель взял горох который отличался по двум парам признаков, это цвет и признак желтый зеленый морщинистый гладкий горох напомним еще раз что он самоопыляемые

Запишим условие задачи буквенным выражением показывают на одном примере дальше записывают сами проверяют

Опыты Г.Менделя

Для дигибридного скрещивания Мендель брал гомозиготные растения гороха, отличающиеся по окраске и форме семян.

Вспомните, какая окраска и форма семян являются доминантными у растения гороха? (желтая окраска, гладкая форма доминирует)

Скрещивая растения с желтыми и гладкими семенами с растением с зелеными и морщинистыми семенами, Мендель получил единообразное гибридное поколение F1.

Назовите, каким будет фенотип и генотип поколения F1?

В результате скрещивания чистых линий гибриды F1 все одинаковы и похожи на одного из родителей.

Какой закон соблюдается при дигибридном скрещивании чистых линий? Как определить количество гамет?

Исходными формами для скрещивания были взяты, с одной стороны, горох с желтыми и гладкими семенами, с другой - горох с зелеными и морщинистыми.

Если для скрещивания взяты гомозиготные формы, то все потомство в первом поколении гибридов будет обладать желтыми гладкими семенами - проявится правило единообразия.или первый закон менделя Следовательно, в первой паре генов доминантной окажется желтая окраска, рецессивной - зеленая (А-а). Во второй паре генов (обозначим их В-Ь) гладкая форма семян доминирует над мор¬щинистой.

Не забываем о составлении написании ген таблице

А - желтый цвет семени.

а - зеленый цвет семени.

В - гладкое семя,

b - морщинистое семя.

Р: ААВВ х аа bb

G: АВ ab

F1: АаВb

Желт, гладк.

Этот гибрид гетерозиготен по двум парам аллелей - дигетерозиготен, но так как у него присутствуют гены А и В, то по фенотипу он сходен с одним из родителей.

задача будет на слайде показать запись и объяснить своими словами

Записываем условие задачи при скрещивании гибридов 2 поколения

Попробуйте 1 и 3 группа сами записать гаметы ………..

Задаете вопрос: А вы можете сейчас определить гибриды и как вы думаете, сколько вариантов должно получиться

Ответ 16

Вы правы получается

Во втором поколении наблюдалось расщепление фенотипов по формуле 9:3:3:1, то есть 9:16 были желтыми горошинами морщинистыми, 3:16 с желтыми гладкими горошинами, 3:16 с и зелёными морщинистыми горошинами, 1:16 с и зелёными гладкими горошинами

А вот как решить эту задачу и не запутаться в правильности определения гибридов нам поможет 3 группа

3 группа

Статисты

История озникновения решетки Пеннета

Научить пльзоваться решеткой при решении задач

Сайт википедия

Решить задачу Задача: Елизавета Борисовна решила заняться разведением фигурной тыквы с желтыми плодами, потому что Дарья Викторовна выращивала такие тыквы уже в прошлом году. Одно растение Елизавета Борисовна стянула ночью у соседки, а еще одно выпросила у Марии Петровны, которая тоже выращивала тыквы, но с белыми круглыми плодами. Поработав пчелкой-опылительницей в перерыве между сериалами, она стала ждать плодов. И они появились.

Почему Елизавета Борисовна пила валерьянку?

Томас Пеннат дата рождения:

14 июня 1726 В 1922 году ему была вручена медаль Дарвина. Его имя носит двумерная таблица для определения сочетаемости аллелей - решётка Паннета.

Решётка Пеннета, или решётка Паннета - 2D-таблица, предложенная в качестве инструмента, представляющего собой графическую запись для определения сочетаемости аллелей из родительских генотипов. Вдоль одной стороны квадрата расположены женские гаметы, вдоль другой - мужские. Это позволяет легче и нагляднее представить генотипы, получаемые при скрещивании родительских гамет.

Показывают на интер доске и записывают гаметы от 2 группы

Следующий пример иллюстрирует дигибридное скрещивание между гетерозиготными растениями гороха. A представляет доминирующую аллель по признаку формы (круглый горох), a - рецессивную аллель (морщинистый горох). B представляет доминирующую аллель по признаку цвета (жёлтый горох), b - рецессивную аллель (зелёный). Если каждое растение имеет генотип AaBb, то, поскольку аллели по признаку формы и цвета независимы, может быть четыре типа гамет при всех возможных сочетаниях: AB, Ab, aB и ab.

И попросить группы 1 и 2 заполнить, потом нажать и проверить.

ответ

AB Ab aB ab

AB AABB AABb AaBB AaBb

Ab AABb AAbb AaBb Aabb

aB AaBB AaBb aaBB aaBb

ab AaBb Aabb aaBb aabb

Получается 9 круглых жёлтых горошин, 3 круглых зелёных, 3 морщинистых жёлтых, 1 морщинистая зелёная горошина. Фенотипы в дигибридном скрещивании сочетаются в соотношении 9:3:3:1.

Существует еще и Древовидный метод

Существует и альтернативный, древоидный метод, но он не отображает генотипы гамет верно: показать на слайде

Его выгодно использовать при скрещивании гомозиготных организмов:

Вывод поэтому мы будем пользоваться для решения задач при определении генотипов и фенотипов гибридов всех поколений решеткой пиннета.

Хорошо, а теперь мы можем с вами ответить на вопрос, почему же пила валерьянку Елизавета Борисовна решаем задачу решение на слайде уч-ся проверяют и делают выводы.

Закрепление

Тест

1Появление всего потомства с одинаковым фенотипом и одинаковым генотипом свидетельствует о проявлении закона
А) расщепления

Б) доминирования

В) независимого наследования

Г) сцепленного наследования

2 Получение в первом поколении гибридного потомства с одинаковым фенотипом и генотипом, но отличающегося от фенотипа родительских форм, свидетельствует о проявлении закона
А) расщепления

Б) неполного доминирования

В) независимого наследования
Г) сцепленного наследования

3 При скрещивании гомозиготных растений томата с круглыми жёлтыми плодами и с грушевидными красными плодами (красный цвет А доминирует над жёлтым а, круглая форма В над грушевидной b), получится потомство с генотипом
А) BbAa

Б) bbAa

В) Bbaa

Г) BBAA

4Если при скрещивании двух гомозиготных организмов во втором поколении у 1/4 потомства обнаружится рецессивный признак, значит проявился закон
А) сцепленного наследования

Б) независимого наследования

В) промежуточного характера наследования

Г) расщепления признаков

5 При самоопылении красноплодного томата в его потомстве могут появиться растения с желтыми плодами, что свидетельствует о
А) гетерозиготности родительского растения

Б) наличии у гибридов доминантных аллелей

В) гомозиготности родительского растения

Г) проявлении сцепления генов

Ответ:

3 Г

Командиры групп подводят итог урока, делают вывод и регламентируют сами выставленные и откоректированные оценки каждому уч-ся.

Рефлексия

«Моя самооценка урока»

1.Понравился ли мне урок?

2.Понял ли я новую тему?

3.Какова была моя активность на уроке? Я работал активно

Я не работал

4. Уходя с урока я бы сказал учителю:

До свидания

До свидания. Спасибо за урок.

Уйду молча.-

Домашнее задание каждому ученику самостоятельно дома решить задачу(раздаются индивидуально). Чит пар 39.

Если останется время

Решение задач на закреплениеи 157, 2, 4, 5

Найдите верные и неверные утверждения (да – 1, нет – 0)

Доминантный ген – преобладаемый

Доминантная гомозигота обозначается АА

При решении задач родители обозначаются F

Первый закон Менделя – закон единообразия

Неполное доминирование наблюдается тогда, когда доминантный ген не полностью подавляет рецессивный, и появляется промежуточный признак

На этом уроке мы рассмотрим растения, отличающиеся по двум парам признаков и изучим дигибридное скрещивание организмов.

Организмы различаются по многим генам и, как следствие, по многим признакам. Чтобы одновременно проанализировать наследование нескольких признаков, необходимо изучить наследование каждой пары признаков в отдельности, не обращая внимания на другие пары, а затем сопоставить и объединить все наблюдения. Именно так и поступил Мендель.

Скрещивание, при котором родительские формы отличаются по двум парам альтернативных признаков (по двум парам аллелей), называется дигибридным. Гибриды, гетерозиготные по двум генам, называют дигетерозиготными.

Мендель исследовал характер расщепления при скрещивании двух чистых линий гороха, различающихся по двум признакам: цвету семян (желтые или зеленые) и форме семян (гладкие или морщинистые) (Рис. 1).

При таком скрещивании признаки определяются различными парами генов: одна аллель отвечает за цвет семян, другая - за форму. Желтая окраска горошин (A) доминирует над зеленой (a), а гладкая форма (B) - над морщинистой (b).

Рис. 1. Скрещивание по двум признакам

В первом поколении (F 1) все особи, как и должно быть по правилу единообразия гибридов первого поколения, имели желтые гладкие горошины и являлись при этом дигетерозиготами. В дальнейшем Мендель проводил скрещивание образовавшихся организмов и получил следующую картину (Рис. 2). Это решетка Пеннета, по горизонтали - четыре гаметы отцовского организма, по вертикали - четыре гаметы материнского организма. По фенотипу мы получим следующее расщепление: 9 организмов желтых гладких семян, 3 организма желтых морщинистых семян, 3 организма зеленых гладких семян и 1 зеленый морщинистый.

Рис. 2. Схема наследования признаков при дигибридном скрещивании

Эта закономерность навела Менделя на мысль о том, что каждый признак наследуется самостоятельно и независимо от остальных, это легло в основу его третьего закона - Закона независимого наследования : расщепление по каждой паре признаков идет независимо от остальных.

Задача на дом.

Какие дети могут родиться в семье, где мама имеет карие глаза и прямые волосы, а папа имеет голубые глаза и вьющиеся волосы, но при этом известно, что дедушка по папиной линии имел вьющиеся волосы, а бабушка по маминой линии имела голубые глаза?

Волнистые волосы - доминантный признак.

Прямые волосы - рецессивный признак.

Как при моно-, так и при дигибридном скрещивании потомство F 1 единообразно как по фенотипу, так и по генотипу (проявление первого закона Менделя). В поколении F 2 происходит расщепление по каждой паре признаков по фенотипу в соотношении 3:1 (второй закон Менделя). Это свидетельствует об универсальности законов наследования Менделя для признаков, если их определяющие гены расположены в разных парах гомологичных хромосом и наследуются независимо друг от друга.

Список литературы

  1. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. - Дрофа, 2009.
  2. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии. 9 класс: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/Под ред. проф. И.Н. Пономаревой. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2005.
  3. Пасечник В.В., Каменский А.А., Криксунов Е.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учебник для 9 класса, 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002.
  1. Medbiol.ru ().
  2. Licey.net ().
  3. Lib.repetitors.eu ().

Домашнее задание

  1. Дать определение дигибридному скрещиванию.
  2. О чем гласит третий закон Менделя?
  3. Решить задачу, заданную на дом.

Проработав эти темы, Вы должны уметь:

  1. Дать определения: ген, доминантный признак; рецессивный признак; аллель; гомологичные хромосомы; моногибридное скрещивание, кроссинговер, гомозиготный и гетерозиготный организм, независимое распределение, полное и неполное доминирование, генотип, фенотип.
  2. С помощью решетки Пеннета проиллюстрировать скрещивание по одному или двум признакам и указать, каких численных отношений генотипов и фенотипов следует ожидать в потомстве от этих скрещиваний.
  3. Изложить правила наследования, расщепления и независимого распределения признаков, открытие которых было вкладом Менделя в генетику.
  4. Объяснить как мутации могут повлиять на белок, кодируемым тем или иным геном.
  5. Указать возможные генотипы людей с группами крови А; В; АВ; О.
  6. Привести примеры полигенных признаков.
  7. Указать хромосомный механизм определения пола и типы наследования сцепленных с полом генов млекопитающих, использовать эти сведения при решении задач.
  8. Объяснить, в чем заключается различие между признаками, сцепленными с полом и признаками, зависимыми от пола; привести примеры.
  9. Объяснить, как наследуются такие генетические заболевания человека как гемофилия, дальтонизм, серповидно-клеточная анемия.
  10. Назвать особенности методов селекции растений, животных.
  11. Указать основные направления биотехнологии.
  12. Уметь решать по данному алгоритму простейшие генетические задачи:

    Алгоритм решения задач

    • Определите доминантный и рецессивный признак по результатам скрещивания первого поколения (F1) и второго (F2) (по условию задачи). Введите буквенные обозначения: А - доминантный а - рецессивный.
    • Запишите генотип особи с рецессивным признаком или особи с известным по условию задачи генотипом и гаметы.
    • Запишите генотип гибридов F1.
    • Составьте схему второго скрещивания. Запишите гаметы гибридов F1 в решетку Пеннета по горизонтали и по вертикали.
    • Запишите генотипы потомства в клетках пересечения гамет. Определите соотношения фенотипов в F1.

Схема оформления задач.

Буквенные обозначения:
а) доминантный признак _______________
б) рецессивный признак _______________

Гаметы

F1 (генотип первого поколения)

гаметы
? ?

Решетка Пеннета

F2
гаметы ? ?
?
?

Соотношение фенотипов в F2: _____________________________
Ответ:_________________________

Примеры решения задач на моногибридное скрещивание.

Задача. "В семье Ивановых двое детей: кареглазая дочь и голубоглазый сын. Мама этих детей голубоглазая, но ее родители имели карие глаза. Как наследуется окраска глаз у человека? Каковы генотипы всех членов семьи? Окраска глаз - моногенный аутосомный признак".

Признак окраски глаз контролируется одним геном (по условию). Мама этих детей голубоглазая, а ее родители имели карие глаза. Это возможно только в ТОМслучае, если оба родителя были гетерозиготны, следовательно, карие глаза доминируют над голубыми. Таким образом, бабушка, дедушка, папа и дочь имели генотип (Аа), а мама и сын - аа.

Задача. "Петух с розовидным гребнем скрещен с двумя курицами, тоже имеющими розовидный гребень. Первая дала 14 цыплят, все с розовидным гребнем, а вторая - 9 цыплят, из них 7 с розовидным и 2 с листовидным гребнем. Форма гребня - моногенный аутосомный признак. Каковы генотипы всех трех родителей?"

До определения генотипов родителей необходимо выяснить характер наследования формы гребня у кур. При скрещивании петуха со второй курицей появились 2 цыпленка с листовидным гребнем. Это возможно при гетерозиготности родителей, следовательно, можно предположить, что розовидный гребень у кур доминирует над листовидным. Таким образом, генотипы петуха и второй курицы - Аа.

При скрещивании этого же петуха с первой курицей расщепления не наблюдалось, следовательно, первая курица была гомозиготной - АА.

Задача. "В семье кареглазых праворуких родителей родились разнояйцевые близнецы, один из которых кареглазый левша, а другой голубоглазый правша. Какова вероятность рождения следующего ребенка, похожим на своих родителей?"

Рождение у кареглазых родителей голубоглазого ребенка свидетельствует о рецессивности голубой окраски глаз, соответственно рождение у праворуких родителей леворукого ребенка указывает на рецессивность лучшего владения левой рукой по сравнению с правой. Введем обознанения аллелей: А - карие глаза, а - голубые глаза, В - правша, в - левша. Определим генотипы родителей и детей:

Р АаВв х АаВв
F, А_вв, ааВ_

А_вв - фенотипический радикал, который показывает, что данный ребенок с левша с карими глазами. Генотип этого ребенка может быть - Аавв, ААвв.

Дальнейшее решение этой задачи осуществляется традиционным способом, путем построения решетки Пеннета.

АВ Ав аВ Ав
АВ ААВВ ААВв АаВВ АаВв
Ав ААВв ААвв АаВв Аавв
аВ АаВВ АаВв ааВВ АаВв
ав АаВв Аавв ааВв Аавв

Подчеркнуты 9 вариантов потомков, которые нас интересуют. Всего возможных вариантов 16, поэтому вероятность рождения ребенка, похожим на своих родителей равна 9/16.

Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. "Общая биология". Москва, "Просвещение", 2000

  • Тема 10. "Моногибридное и дигибридное скрещивание." §23-24 стр. 63-67
  • Тема 11. "Генетика пола." §28-29 стр. 71-85
  • Тема 12. "Мутационная и модификационная изменчивость." §30-31 стр. 85-90
  • Тема 13. "Селекция." §32-34 стр. 90-97

На этом уроке мы рассмотрим растения, отличающиеся по двум парам признаков и изучим дигибридное скрещивание организмов.

Организмы различаются по многим генам и, как следствие, по многим признакам. Чтобы одновременно проанализировать наследование нескольких признаков, необходимо изучить наследование каждой пары признаков в отдельности, не обращая внимания на другие пары, а затем сопоставить и объединить все наблюдения. Именно так и поступил Мендель.

Скрещивание, при котором родительские формы отличаются по двум парам альтернативных признаков (по двум парам аллелей), называется дигибридным. Гибриды, гетерозиготные по двум генам, называют дигетерозиготными.

Мендель исследовал характер расщепления при скрещивании двух чистых линий гороха, различающихся по двум признакам: цвету семян (желтые или зеленые) и форме семян (гладкие или морщинистые) (Рис. 1).

При таком скрещивании признаки определяются различными парами генов: одна аллель отвечает за цвет семян, другая - за форму. Желтая окраска горошин (A) доминирует над зеленой (a), а гладкая форма (B) - над морщинистой (b).

Рис. 1. Скрещивание по двум признакам

В первом поколении (F 1) все особи, как и должно быть по правилу единообразия гибридов первого поколения, имели желтые гладкие горошины и являлись при этом дигетерозиготами. В дальнейшем Мендель проводил скрещивание образовавшихся организмов и получил следующую картину (Рис. 2). Это решетка Пеннета, по горизонтали - четыре гаметы отцовского организма, по вертикали - четыре гаметы материнского организма. По фенотипу мы получим следующее расщепление: 9 организмов желтых гладких семян, 3 организма желтых морщинистых семян, 3 организма зеленых гладких семян и 1 зеленый морщинистый.

Рис. 2. Схема наследования признаков при дигибридном скрещивании

Эта закономерность навела Менделя на мысль о том, что каждый признак наследуется самостоятельно и независимо от остальных, это легло в основу его третьего закона - Закона независимого наследования : расщепление по каждой паре признаков идет независимо от остальных.

Задача на дом.

Какие дети могут родиться в семье, где мама имеет карие глаза и прямые волосы, а папа имеет голубые глаза и вьющиеся волосы, но при этом известно, что дедушка по папиной линии имел вьющиеся волосы, а бабушка по маминой линии имела голубые глаза?

Волнистые волосы - доминантный признак.

Прямые волосы - рецессивный признак.

Как при моно-, так и при дигибридном скрещивании потомство F 1 единообразно как по фенотипу, так и по генотипу (проявление первого закона Менделя). В поколении F 2 происходит расщепление по каждой паре признаков по фенотипу в соотношении 3:1 (второй закон Менделя). Это свидетельствует об универсальности законов наследования Менделя для признаков, если их определяющие гены расположены в разных парах гомологичных хромосом и наследуются независимо друг от друга.

Список литературы

  1. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. - Дрофа, 2009.
  2. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии. 9 класс: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/Под ред. проф. И.Н. Пономаревой. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2005.
  3. Пасечник В.В., Каменский А.А., Криксунов Е.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учебник для 9 класса, 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002.
  1. Medbiol.ru ().
  2. Licey.net ().
  3. Lib.repetitors.eu ().

Домашнее задание

  1. Дать определение дигибридному скрещиванию.
  2. О чем гласит третий закон Менделя?
  3. Решить задачу, заданную на дом.