Использование интерактивной поддержки на уроках химии на примере урока "кислородные соединения азота". Кислородные соединения азота Открытый урок по химии кислородные соединения азота
Тема урока: Кислородные соединения азота.
Цель урока : 1. Контроль и оценка усвоения учащимися изученного материала.
2. Способствовать развитию логического мышления учащихся.
3. Способствовать формированию коммуникативных навыков при работе в
Группе.
4. Обеспечение благоприятного климата в учебной группе.
Оборудование: раздаточный материал для изучения и усвоения темы, Схемы-рисунки,
Таблицы, листы бумаги формата А4, цветная бумага, клей, ножницы,
Фломастеры.
ХОД УРОКА:
- Учитель рассказывает о том, какие кислородные соединения серы встречаются в природе.
- Учитель рисует технологическую карту изучения кислородных соединений азота и расшифровывает числовые обозначения:
1. Нахождение в природе
2. Физические свойства
3. Химические свойства
4. Способы получения
5. Получения азотной кислоты
6. Области применения
7. Кислоты оксидов азота
8. Соли этих кислот.
Класс делится на 2 группы (в данном случае по принципу дат рождения – 1 группа рожденные в январе-мае месяце; 2 группа рожденные в июне-декабре).
- Релаксация.
Выберите себе смайлик, того цвета, который соответствует вашему сейчас настроению:
Фиолетовый - мне скучно
Синий – у меня плохое настроение
Оранжевый – у меня прекрасное настроение
4. Используя прием «Цветок подсолнуха», опишите, где встречаются кислородные соединения азота в природе. Вам необходимо вырезать из цветной бумаги лепестки подсолнуха и на каждом лепестке написать один ответ.
5. Используя таблицу «Физические свойства оксидов азота»
Свойство | Оксиды азота |
|
оксид | диоксид |
|
Агрегатное состояние | ||
Цвет | ||
Запах | ||
Растворимость в воде | ||
Воздействие на организм |
6. Используя прием «Скелет рыбы» опишите, химические свойства этих соединений.
7. Физминутка.
8. Используя прием «Цветок подсолнуха», опишите, способы получения этих соединений.
9. Опишите получение азотной кислоты – учащиеся записывают уравнения реакций на доске
10. Используя прием «Цветок подсолнуха», опишите, области применения этих соединений
11. Используя таблицу «Кислоты оксидов азота» опишите их свойства
«Кислоты оксидов азота»
Свойство | Кислоты |
|
азотистая | азотная |
|
Агрегатное состояние | ||
Цвет | ||
Запах | ||
Растворимость в воде | ||
Температура плавления или кипения | ||
Воздействие на организм |
12. Используя прием «Цветок подсолнуха», напишите, формулы солей этих кислот.
- Выступление групп со своими презентациями.
- Д\з п.36, проблема, гипотезы, задание 1-4 по выбору.
- Оценка деятельности каждого участника группы.
16. Рефлексия – выберите себе смайлик, того цвета, который соответствует вашему сейчас настроению
Желтый - мне по-прежнему скучно
Зеленый – после урока у меня ухудшилось настроение
Красный – после урока у меня улучшилось настроение
17.Вывод: по вашему настроению я вижу –
18.Спасибо за урок.
Оксид азота (I) N 2 O N 2 O – оксид азота (I), закись азота или «веселящий газ», возбуждающе действует на нервную систему человека, используют в медицине как анестезирующее средство. Физические свойства: газ, без цвета и запаха. Проявляет окислительные свойства, легко разлагается. Несолеобразующий оксид. 2N 2 O= N 2 O + Сu=
Оксид азота (III) N 2 O 3 – оксид азота (III) жидкость темно-синего цвета, термически неустойчивая, t кип.= 3,5 0С, т. е. существует в жидком состоянии только при охлаждении, в обычных условиях переходит в газообразное состояние. Кислотный оксид, при взаимодействии с водой образуется азотистая кислота. N 2 O 3 = N 2 O 3 + H 2 O =
Азотная кислота. HNO 3 Азотная кислота – бесцветная гигроскопичная жидкость, имеет резкий запах, «дымит» на воздухе, неограниченно растворяется в воде, tкип= С. Растворы азотной кислоты хранят в банке из темного стекла, т. е. она разлагается на свету: 4HNO 3 =4NO 2 +2H 2 O+O 2
Технологическая карта урока
Данные об учителе: Ткачук Татьяна Макаровна, учитель химии МБОУ «Михайловская СОШ, высшая категория
Предмет: химия
класс : 9
Учебник: О.С.Габриелян. Изд. Дрофа,2014 г.
Тема урока : Кислородные соединения азота
Тип урока : изучение новой темы.
Оборудование : компьютер, интерактивная доска, проектор, лабораторное оборудование (спиртовка, спички, стаканы, лабораторный штатив, пробирки)
Реактивы : азотная кислота 1:5, медная стружка, уголёк, лакмус, гидроксид натрия, гидроксид меди
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок:
Ученики владеют:
Регулятивными УУД: преобразовывать совместными усилиями практическую задачу в познавательную (2 уровень)
Познавательные УУД : определять способы решения проблем под руководством учителя (1 уровень), выдвигать гипотезы и выстраивать стратегию поиска под руководством учителя (1 уровень), формулировать новые знания совместными групповыми усилиями (2 уровень)
Коммуникативные УУД : участвовать в коллективном обсуждении проблемы (2 уровень)
У большинства учащихся недостаточно сформированы:
Личностные УУД : проявляют ситуативный познавательный интерес к новому учебному материалу.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижений.
Виды планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов |
|
ПРЕДМЕТНЫЕ | Формулируют и воспроизводят определение понятия «Чистые вещества» «Смеси», «Физическое явление», «Химическое явление», «Агрегатные состояния вещества», «Массовая доля вещества в растворе» Проводят опыты, наблюдают, описывают наблюдения | 2 уровень - определение понятий 2 уровень, действия по образцу |
|
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ | Регулятивные УУД | Преобразуют практическую задачу в познавательную Планируют собственную деятельность Осуществляют контроль и оценку своих действий | 1 уровень – совместное с учителем действие учащихся 1 уровень – совместное с учителем действие учащихся |
Познавательные УУД | Проводят наблюдение, анализ, выдвигают предположения (моделируют процессы) и осуществляют их экспериментальную проверку | ||
Коммуникативные УУД | Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных решений | 2 уровень – совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя |
|
ЛИЧНОСТНЫЕ | Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы | 2 уровень – устойчивый познавательный интерес |
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы и приемы обучения | Формы учебного взаимодействия | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД и предметные действия |
Мотивациионно-целевой этап | Обеспечить эмоциональное переживание и осознание неполноты имеющихся знаний Вызвать познавательный интерес к проблеме Организо- вать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели | Создание проблем ной ситуации: | Групповая (парная), фронтальная | Предлагает выполнить задание 1 Из перечисленных соединений выберите 3, назовите их: C 2 H 5 OH CH 3 NH 2 NH 3 HNO 3 PH 3 H 3 PO 4 CaCO 3 CuO NO Предлагает выполнить задание 2. Выберите из 1 задания соединения азота и составьте из них генетический ряд Предлагает выполнить задание 3.Осуществите превращения, согласно составленной схеме Предлагает проблемную ситуацию - выполнить задание 4. С какими еще веществами будет взаимодействовать азотная кислота? Выберите на ваш взгляд правильные варианты ответов: С, ZnO, Сu, Сu(OH) 2 5.Помогает осознать затруднения в выполнении задачи 6.Предлагает составить вопросы и перевести практическую задачу в познавательную. | 1.выполняют задание 1 на узнавание и запоминание 2. Выполняют задание на понимание -(предположительный ответ NH 3 -- NO-- HNO 3 -- NaNO 3) 3. задание выполняют путем совместных усилий и при помощи учителя, формулируют вопросы, знакомятся с оксидами азота NO NO 2 и их свойствами, повторяют свойства кислот – в последнем уравнении прописывают взаимодействие азотной кислоты с гидроксидом натрия или оксидом натрия 4. Выбирают не все вещества. 5. Формулируют затруднение «Мы не знаем, будет ли азотная кислота взаимодействовать с углеродом и медью, так как медь не вытесняет водород, а углерод - неметалл 6.Составляют вопросы. Ставят задачу: проверить опытным путем будет ли азотная кислота взаимодействовать с углеродом и медью | Познавательные УУД: видеть проблему (осознавать возникшие трудности в решении задач при отсутствии необходимых знаний) Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию Регуляторные УУД: определять цели учебной деятельности |
Ориентировочный этап | Организо-вать совместное с учителем планирование и выбор методов исследова-ния | фронтальная | Предлагает в соответствии с поставленными вопросами определить порядок действий и выбрать метод | Предлагают ответить на вопросы. Выдвигают гипотезу, что азотная кислота вступает в реакцию обмена с оксидом и гидроксидом металла, с остальными веществами взаимодействовать не должна Предлагают провести опыт | Познавательные УУД: выдвигать гипотезы, выделять материал, который будет использован в исследовании Регулятивные УУД: анализировать условия задачи, планировать, предвосхищать результат поиска, принимать предложенный способ решения, проблемы |
|
Предлагает вспомнить про технику безопасности при работе с азотной кислотой Помогает осознать, что опыт с углеродом и медью следует проводить в вытяжном шкафу | Слушают информацию о технике безопасности Соглашаются с тем, что опыт следует проводить в вытяжном шкафу, демонстрационно. |
|||||
Поисково-исследовательский этап | Организо-вать поиск решения проблемы | Исследование | Групповая (парная) и фронтальная | Выдаёт необходимое оборудование | Получают оборудование, организуют рабочее место | Предметные УУД: наблюдать за ходом эксперимента, описывать происходящие явления, устанавливать причинно-следственные связи Познавательные УУД: проводить эксперимент, обобщать полученные данные, делать выводы Коммуникативные УУД: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, с достаточной полнотой выражать свои мысли Регулятивные УУД: проявлять способность к мобилизации сил и энергии в достижении цели |
Предлагает провести самостоятельно опыт взаимодействия азотной кислоты с оксидом цинка и гидроксидом меди (II) | Слушают, уясняют поставленную задачу |
|||||
Наблюдает, координирует, корректирует самостоятельные действия учащихся | Проводят экспериментальную проверку гипотезы |
|||||
Демонстрирует взаимодействие азотной кислоты с медью и углеродом (угольком) при нагревании в вытяжном шкафу | Наблюдают за ходом эксперимента, делают заметки |
|||||
Организует обмен мнениями, результатами | Сообщают свои наблюдения и полученные результаты |
|||||
Помогает построить объяснение полученных результатов с помощью составления уравнений реакций Помогает сделать выводы | Записывают уравнения реакций ионного обмена в молекулярном, полном ионном и кратком ионном виде. Записывают уравнения окислительно-восстановительных реакций между азотной кислотой и медью, между азотной кислотой и углеродом. Делают выводы, что азотная кислота проявляет окислительные свойства в реакциях с медью и углеродом, при этом восстанавливается азот до степени окисления от +4 |
|||||
Сообщает и другие случаи проявления окислительных свойств азотной кислоты | Слушают и смотрят презентацию | |||||
Практичес-кий этап | Обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов | Упражне-ние в выполнен-ии заданий | Групповая | Предлагает ответить на вопросы на слайде | Обсуждают ответы в группе, сообщают классу | Предметные УД: решать конкретные задачи, на основе знаний по предмету |
Рефлексив-но-оценочный этап | Обеспечить осмысление процесса и результата деятельно-сти | Индивидуальная, фронтальная | Предлагает закончить предложение. Если я изучаю азотную кислоту, то …. | Учащиеся приходят к мнению, что азотная кислота имеет к ним непосредственное отношение, какое? Можно прочитать учебник или обсудить личный опыт знакомства. | ||
Организует процедуру само- и взаимооценки учебной деятельности на уроке по алгоритму: | Осуществляют процедуру само- и взаимооценки собственной учебной деятельности и своих товарищей на уроке по алгоритму | Личностные УУД: осознавать личностную значимость владения методами научного познания Регулятивные УУД: оценивать степень достижения цели |
||||
Формулирует и комментирует домашнее задание | Записывают домашнее задание в дневник |
«Оксид углерода IV» - Вскоре вода станет мутной. Физические свойства CO2. Сухой лед в отличие от водяного льда плотный. Нетоксичен, не проводит электрически ток. Применение оксида углерода (IV). Cухой лед – тоже CO2. Газ, необходимый растениям для фотосинтеза. В природе. Содержание углекислого газа в атмосфере относительно невелико 0,04 - 0,03.
«Оксид азота» - 2.Цилиндр с оксидом азота (II) был закрыт пластинкой. Окислитель: 2NO + 2SO2 = 2SO3 + N2 Нитрозный способ получения серной кислоты. 1.Имеются три закрытых цилиндра: с оксидом азота (IV), с азотом, с аммиаком. No-оксид азота (II). Хорошо растворяется в воде. N2O5. Все оксиды азота, кроме N2O, ядовитые вещества.
«Разложение оксидов» - Классификация оксидов. Основные оксиды. Оксиды. Амфотерные оксиды. Кислотные оксиды. Глоссарий. Индеферентные оксиды (несолеобразующие). Классиф. Оглавление. Задания. Пособие для учащихся.
«Оксиды» - В природе. Металлические руды. ОКСИД ХРОМА cr2o3. Содержание углекислого газа в атмосфере относительно невелико, всего 0,04-0,03%. Белила. Например: красный, магнитный и бурый железняки, бокситы (оксид алюминия), Газ, необходимый растениям для фотосинтеза. Оксид углерода (II) CO. Такими же ценными свойствами обладает оксид титана (IV) – TiO2.
«Оксид углерода» - Для оксида углерода (II) характерны восстановительные свойства. или углекислый газ – газ без цвета и запаха. Со. Оксид углерода (II). Оксид углерода (IV). Получение оксида углерода (IV). Использованы ЦОР: Демонстрационное поурочное планирование. Оксиды углерода.
«Химические оксиды» - Вещества, в состав которых входит кислород. Кварцевый песок. Н2О. Оксид углерода (IV). Оксиды - это сложные вещества. Боксит. Пигмент оливково – зелёной краски. Негашёная известь. Оксиды металлов. Оксиды. Оксид углерода (II).
Всего в теме 14 презентаций